Политический ландшафт Германии претерпевает изменения после досрочных выборов в бундестаг, завершившихся 23 февраля. Победа блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) хотя и была ожидаемой, но не стала абсолютной. Теперь стране предстоит сложный процесс формирования коалиции, который определит не только внутреннюю политику Германии, но и ее международные приоритеты. Подробнее об этом — в материале Online47.
Победа без особого триумфа
Победа ХДС/ХСС на выборах не означает автоматическую монополию на власть. Несмотря на лидерство, партийный блок получил лишь 28,6% голосов.
«Давайте скажем корректно: победа — это когда ты получил те самые 50% плюс 1 голос и можешь сформировать новое правительство. Они заняли первое место, но не победили», — отметил в беседе с Online47 политолог и журналист Юрий Светов.

REUTERS/Nadja Wohlleben
Действительно, теперь после выборов потребуется создавать коалиции для формирования нового правительства. Это характерная особенность немецкой политической системы, где ни одна партия уже много лет не может самостоятельно занять место у власти.
«И в этом есть определенная сила: в правительстве учитывают разные взгляды разных слоев населения, которые голосовали за разные партии. Но есть и слабость — прежде чем принять решение, надо обо всем договариваться с партнерами, которые, возможно, думают совсем иначе. В этом причина досрочных выборов: из-за особой позиции Свободных демократов и «Зеленых» правящая партия не могла полностью им следовать», — пояснил эксперт.
Но для потенциального будущего канцлера Фридриха Мерца такой исход событий становится испытанием, ведь ему придется искать союзников в парламенте.
Второе место заняла партия «Альтернатива для Германии» (20,8%), значительно усилив свои позиции, особенно в восточных регионах. Социал-демократы Олафа Шольца потеряли поддержку, набрав всего 16,4% голосов, а «Зеленые» и вовсе довольствовались 11,6%.
Коалиционные торги
Самый сложный вопрос на повестке дня — с кем блок ХДС/ХСС сформирует коалицию? Уже известно, что «Зеленые» останутся за бортом переговоров — их подход к внешней политике считается неприемлемым для Мерца.
«При «Зеленых» с этой внешней политикой будут огромные проблемы. Учитывая, какой, простите меня, дурой была министр иностранных дел от «Зеленых», госпожа Бербок... — прокомментировал Юрий Светов. — Второе: Мерц заявил, что не будет приглашать в коалицию «Альтернативу для Германии». Эта партия пока считается у них нерукопожатной, хотя и заняла второе место».
Возможным партнером остаются социал-демократы. Однако Олаф Шольц, признавший поражение своей партии, отказался от участия в переговорах. Тем не менее, интерес к диалогу проявил министр обороны Борис Писториус, который, вероятно, может стать ключевой фигурой в коалиционных переговорах.
По словам политолога, это будет долгий торг, хоть Мерц и надеется успеть сформировать правительство до 20 апреля. Действительно, длительные переговоры – это не редкость в немецкой политике, где каждая партия стремится защитить свои интересы и идеологию.

REUTERS/Jana Rodenbusch/File Photo
Внешнеполитический курс
Немецкая внешняя политика под руководством Фридриха Мерца может стать более жесткой, особенно в отношении России. Новый канцлер активно выступает за усиление военной помощи Украине, включая поставки ракет Taurus, которые блокировал Шольц. Кроме того, он настаивает на немедленном выделении 10 миллиардов евро Киеву.
«Уже можно себе представить, что новое правительство будет также враждебно по отношению к России, — заявил Юрий Светов. — Но есть два фактора. Первый — это прежде всего Соединенные Штаты Америки. Президент Трамп поздравил Мерца с победой, но дальше он будет требовать, чтобы тот шел в общем строю с американцами. Олаф Шольц, когда пытался что-то возражать, над ним просто издевались. Как себя поведет Мерц? Я все-таки думаю, что у американцев много рычагов влияния на германское правительство, и оно будет следовать за американцами. Но это не значит, что они будут к России относиться лучше».
Примечательно, что Дональд Трамп в своем поздравлении подчеркнул, что «народ Германии устал от повестки, лишенной здравого смысла». Это можно рассматривать как сигнал о готовности Вашингтона работать с новым руководством ФРГ, продолжая продвигать общие стратегические цели.
В то же время Фридрих Мерц уже обозначил свое видение отношений с США, заявив о намерении обеспечить независимость своей страны от американского влияния. Однако реальность выглядит менее оптимистично, а такие заявления вызывают лишь скептицизм.
«На территории Германии находятся американские военные базы, стоят 30-тысячные американские войска. Ну как они обеспечат независимость? Пусть сначала добьются, чтобы американские войска ушли отсюда; чтобы часть золотого запаса Германии, которая хранится в Америке, вернулась обратно в страну», — напомнил политолог.

REUTERS/Angelika Warmuth
Остается открытым и вопрос о так называемом «канцлер-акте» — негласном обязательстве каждого нового канцлера Германии перед США. Решится ли Мерц его подписать?
«Это такая чисто секретная вещь, но про которую все знают: каждый канцлер Германии, заступая на должность, первым делом летит в США, его первый визит именно туда, и там он подписывает документы, по которым, как утверждают немецкие аналитики, берет на себя обязательства перед США. Поэтому слова до выборов говорить можно, а после выборов вести себя по-другому», — рассказал Юрий Светов.
Но в целом характерно подмечено самими немцами: в Германии идет важнейший процесс выборов, а в этот день одно из самых авторитетных изданий страны, Spiegel, публикует статью не о судьбоносном выборе немецкого народа, не об экономике, а страдает о судьбе Владимира Зеленского.
Несмотря на все это, политическая интрига вокруг будущего немецкого правительства только набирает обороты. Пока что больше вопросов, чем ответов, но одно очевидно: этот политический сезон в Германии обещает быть жарким.
Елизавета Нуждина
Фото: Unsplash