В детские сады - машинки и кубики: почему в Минпросвещения заговорили о правильных игрушках для детей

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Каким критериям они должны будут соответствовать и что может оказаться под запретом, разбирался Online47

Министр просвещения Сергей Кравцов предложил на законодательном уровне разработать перечень разрешенных игрушек для детских садов. По его словам, на полках магазинов сегодня все еще есть игрушки, которые формируют взгляды, противоречащие традиционным российским ценностям. Также в министерстве предложили закрепить процедуры экспертизы игрушек для садов. Online47 поговорил с экспертами о том, как игрушки влияют на воспитание детей и что в итоге может оказаться под запретом.

Игры под контролем

Вопрос о детских игрушках в России поднимался уже неоднократно. В 2023 общество было напугано популярностью персонажа хоррор-игры Хагги Вагги. Тогда многие посчитали антропоморфное существо с синим мехом, треугольной головой и улыбкой с несколькими рядами острых зубов опасным для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Тогда же власти предложили проверять игрушки на духовность и нравственность.

Как следствие, в 2024 году Роскачество разработало ГОСТ с критериями детских товаров, которые можно и нельзя выпускать на рынок. К «плохим» товарам отнесли те, что могут «причинить вред здоровью и развитию детей». В итоге, в числе вредных Роскачество назвало игрушки, которые:

- побуждают детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью;
- могут вызвать желание употребить наркотические вещества;
- оправдывают допустимость насилия, либо содержат изображения сексуализированного насилия;
- представляют половые отношения между мужчиной и женщиной;
- содержат нецензурную брань;
- изготовлены «иностранным агентом».

Игрушки для правильной эстетики

Тем не менее, все это не защищает сегодня детей от вредных игрушек, говорят эксперты. Российский общественный деятель, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Лариса Санатовская отмечает, что в родительском сообществе все еще есть запрос на контроль за тем, какие игрушки попадают в магазины:

«В обществе не единожды поднимались вопросы по поводу запрета отдельных видов игрушек. Главным образом, это относится к различным страшилкам и тому, что создано на эстетике смерти. Все это точно не вызывает положительные и позитивные состояния и мысли у малышей. Кроме того, сегодня много игрушек, которые вообще не несут никаких морально-этических нагрузок. Но игрушка формирует мировоззрение ребенка. В процессе игры у ребенка должны воспитываться сострадание, доброта, забота, ответственность. С этой целью игрушка и дается. Ребенок моделирует на ней свою взрослую жизнь и отождествляет себя с тем образом, который перед ним находится. Кроме того, куклы с добрыми лицами, красивыми волосами и в нарядной одежде формируют еще и эстетическую направленность малышей. Поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы определить список качественных, красивых и действительно полезных для развития ребенка игрушек».

Вместе с тем, Лариса Санатовская уверена, что перегибов в этом вопросе допускать не будут:

«Конечно, игрушечных динозавров, из-за того, что они не соответствуют религиозному представлению о мире, запрещать никто не будет. Но важно понимать, что колоссальная ответственность лежит и на родителях: ребенок никогда не получит игрушку, если взрослый ему ее не купит. Да, родители сами определяют формирование мировоззрения для своего ребенка, но есть базовые составляющие, о которых мы не должны забывать и которые должны пропагандироваться в обществе. По мне, богатые национальные костюмы на тех же куклах – лучше полураздетых Барби в топиках».

pxhere.com

И действительно игрушки способны внести значительный вклад в то, чем будут интересоваться дети в будущем, и как будут представлять себе мир. Это в беседе с Online47 подтвердил профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук Борис Куприянов:

«В Германии когда-то подобный опыт уже был. Там, чтобы воспитать у нового поколения интерес к морскому флоту, начали массово создавать игрушки-кораблики для мальчиков. И через некоторое время интерес к военному морскому делу и вообще морской тематике действительно вырос. То есть, повлиять на интересы и жизненные приоритеты будущего поколения за счет игрушек более чем реально. И это важно, поскольку, игрушки вносят значительный вклад в формирование нашей личности».

Однако, эксперт предупреждает, что быстро такой процесс переобучения молодежи запустить не получится – нужна комплексная работа целого пула специалистов:

«Должна быть серьезная работа специалистов по изготовлению игрушек, психологов, педагогов. Самое страшное, когда мы по щелчку пытаемся решить сложную проблему. Поэтому я бы предостерег от того, чтобы отказываться от каких-то игрушки скопом. Кроме того, власти не должны единолично принимать решение о том, что разрешено детям, а что нет. Нужно мнение экспертов, которые понимают влияние тех или иных факторов на детей. Да, процесс небыстрый, но только так мы сможем получить качественные и долгосрочные результаты».

Фото: Валентин Илюшин/Online47