От курьерских сумок к станкам: как заводы и производства стали магнитом для бывших работников доставки

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Как промышленные предприятия вошли в конкурентную борьбу за кадры, и что готовы предложить работникам, выяснил Online47

Представители курьерских доставок в России все чаще уходят работать на завод и производства. Последнее время на рынке труда сохранялся значительной перекос: люди уходили в службу доставки из-за высоких зарплат, которые там предлагали. В результате, на производствах возник дефицит рабочих рук. Однако аналитики главных сайтов по поиску работы отмечают, что в 2025 году соискатели чаще стали откликаться на вакансии в сфере производства. Причиной называют рост зарплат в таких компаниях. При этом заработные платы курьеров уже успели сократиться на 15% в этом году. Online47 сравнил, какие заработные платы сегодня предлагают курьерам в Ленинградской области и Петербурге, а также выяснил, какие условия работы готовы предложить инженерам, операторам станков и другим работникам.

Рост зарплат

По данным «Зарплаты.ру», больше всего оплата труда подросла у механиков — на 49%. Их медианная заработная плата составила 80 тысяч рублей. У мастеров по ремонту оборудования и техники рост составил 30% — до 71,3 тысяч рублей в месяц. Более высокую оплату предлагают работодатели и операторам станков ЧПУ — в среднем это 85 тысяч рублей, максимальная — 150 тысяч рублей. А вот инженерам-энергетикам стали в среднем предлагать около 65 тысяч рублей в месяц, что на 22% больше, чем в прошлом году.

Выросла и медианная зарплата у слесарей-ремонтников: 67 тысяч рублей, максимальная — 135 тысяч рублей. Токарь-расточник сейчас может рассчитывать в среднем на 85 тысяч рублей в месяц.

Тем не менее, по данным SuperJob, количество вакансий для курьеров пока остается на уровне прошлого года.

Анализируя вакансии на одном из сайтов по поиску работы Online47 отметил, что предложения о заработной плате по всем вышеперечисленным вакансиям сегодня действительно не чуть не уступают оплате труда курьеров.

Например, курьерам в Кудрово или Мурино предлагают до 172 тысяч рублей. Пеший курьер в этих городах может рассчитывать на оплату в 60 тысяч. А вот курьеру с велосипедом готовы предложить от 140 тысяч рублей. Более высокую оплату труда доставщикам обещают в Петербурге. Там получать можно от 100 до 280 тысяч в месяц. То есть в среднем выйдет около 100-150 тысяч рублей.


На зарплату 100-200 тысяч рублей может рассчитывать механик в Новосергиевке с опытом работы 1-3 года. Помимо официального оформления работнику готовы оплачивать обеды и командировки, предоставить транспорт и обучить специфике работы предприятия.

А вот в Петербурге механикам с тем же опытом работы готовы предложить чуть меньше — от 80 тысяч рублей в месяц. Но бесплатные обеды также включены. Получать от 100 тысяч можно уж при опыте от 3 лет.

От 100 тысяч рублей предлагают работодатели Ленобласти также мастерам по ремонту оборудования и техники. В Петербурге минимальная оплата составит в среднем 100-120 тысяч рублей. Устроиться можно и без образования – помощником мастера. Там минимальная заработная плата – порядка 70 тысяч рублей.

Похожие оклады предлагают в Ленобласти и Петербурге для операторов станков ЧПУ. Средняя оплата труда в этой сфере составляет на сегодняшний день 80-100 тысяч рублей.

Опытным инженерам-энергетикам готовы сегодня предложить в среднем около 120 тысяч рулей в месяц в Ленобласти. В Петербурге – от 100 тысяч рублей для опытных сотрудников, без опыта – от 80 тысяч рублей.

Борьба за кадры

Заработные платы на предприятиях сегодня действительно ничуть не уступают тем, что предлагают сервисы доставки. Однако, зачастую дело оказывается не только в размере зарплаты. Люди хотят больше социальных гарантий, прозрачных начислений оплаты и банального официального трудоустройства, чего в сервисах доставок, как признаются сами доставщики, зачастую нет:

«В доставке вы трудоустроены как самозанятый. То есть компания снимает с себя всякие обязательства и доказать что-то бывает сложно, — рассказала на форумах одна из бывших сотрудниц служб доставки. — Непонятна и система оплаты. За заказ, который вы доставляете через весь город, преодолевая снег, дождь и ветер, вам может упасть 30 рублей. А за тот, что доставили клиенту, живущему в 5 минутах ходьбы от ресторана, 199 рублей. Иногда приходилось выходить в ночную смену и доставлять туда, куда и в дневное-то время идти страшно».

Все это побуждает людей искать места с лучшими условиями. И в борьбу за рабочие руки теперь вступились предприятия. На фоне действующих в России санкций, многим из них удалось значительно вырасти и развиться. Необходимость создавать импортозамещающую продукцию стала для многих отличным трамплином. В результате, промышленные производства смогли подстроиться под новое время и предложить не только конкурентноспособную зарплату, но и выгодные условия труда, долгосрочные гарантии.

Помогло и то, что государство вовремя смогло поддержать тех, кто оказался готов, несмотря на непростые экономические условия, развиваться в своей отрасли. Однако, ни один экономический подъем невозможен без квалифицированных рабочих кадров, напомнил в беседе с Online47 депутат Законодательного собрания Ленобласти Станислав Еремеев:

«В стране взят курс на экономику развития, на необходимость промышленного производства и развитие реальных секторов экономики, которые создают продукт. Это характерно не только для линии поведения федерального правительства, но и для региональных властей. Тем не менее, сдерживающими факторами сегодня являются поиск инвестиций и привлечение рабочих рук. В борьбе за рабочие ресурсы регионы занимаются и профессиональной подготовкой будущих кадров, и создают мотивацию для перехода сотрудников из других сфер: повышают зарплату, предлагают услуги ОМС, премии, переобучение. По этому пути идут многие руководители предприятий, которые понимают, что на рынке труда идет жесткая конкуренция, и необходима благоприятная среда для формирования обстановки, в которой люди выбирали бы для себя работу на предприятиях».

Правильный курс

И подобные изменения для рынка труда руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества, экономист Василий Колташов, назвал правильными и закономерными:

«Для стабильной и крепкой экономики большинство людей должны быть задействованы в промышленности. Это развивает рынок товаров, а не услуг. Заменить тех курьеров, кто сейчас уходит на производства, смогут мигранты, при чем не из Средней Азии, как это было раньше, а из Индии. Кроме того, опросы среди студентов показывают, что многие из них также готовы идти на работу в доставку. Это связано с тем, что, человек только что окончивший образование, стоит на рынке труда очень немного. Должно пройти несколько лет, прежде чем такой сотрудник выйдет на доходы, существенно выше средних. Но при этом многие хотят, например, копить на первоначальный взнос на жилье, да просто достойно жить. Поэтому работа курьером никуда не денется. Спрос на нее так или иначе все-равно сохранится».

По словам экономиста, отечественной экономике сейчас нужны технически грамотные специалисты. Но для этого необходимо поднимать статус колледжей, их преподавателей и самих дипломов о среднем-специальном образовании:

«Конечно, интерес к работе на заводах – это, в том числе, рост популярности среднего специального образования. Правительство озабочено повышением качества преподавания в колледжах, особенно в технических. К сожалению, пока еще многие считают, что в техникумах третьесортные преподаватели воспитывают третьесортную молодежь. С такого рода представлениями нужно бороться. Мы видим, что рост зарплат на предприятиях – попытка удержать те кадры, которые сегодня есть в отраслях. Тем более в условиях, когда им готовы предлагать заработные платы более высокие. Конечно, тех мигрантов, которые придут на предприятия это вряд ли удержит. Они все-таки держатся за деньги, и готовы быстро переходить туда, где оплата выше. Но вернуть специалистов, которые ушли из отрасли из-за низкого оклада можно. Кроме того, у производств сегодня есть все возможности для конкурентной борьбы, и промышленность в этом крайне заинтересована».

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47