Вооруженные знаниями: как эксперты отнеслись к идее ввести уроки военной подготовки в школах с 5 класса

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Дадут ли они необходимый эффект и какие сложности могут возникнуть выяснил Online47

В России предложили ввести начальную военную подготовку в школах с 5 класса. С таким предложением выступил первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий. По его словам, события в Курской области показали, что россиян нужно научить тому, как обезопасить себя и свою семью. Каждый должен уметь оказать первую медицинскую помощь или скрыться от дрона. При этом обучать этим навыкам нужно уже со школы. Однако, родительское сообщество предложение встретило с настороженностью. Многие уверены, что обучать таким серьезным вещам детей 11-12 лет рановато. Online47 поговорил с экспертами о том, какой же все-таки оптимальный возраст для занятий НВП и стоит ли вводить дисциплину в средних классах, или лучше оставить это для подростков более старшего возраста.

Возвращение НВП в России

Многие в России помнят, что уроки начальной военной подготовки были когда-то во всех советских школах. Тогда НВП составляла основу патриотического воспитания. А в условиях холодной войны умения оказывать первую медицинскую помощь или стрелять из автомата Калашникова считались жизненно необходимыми навыками. Преподавали дисциплину в школах с 9 класса (при 10-летнем обучении) и в техникумах.

Однако, в 90-е годы, после развала Советского Союза, НВП посчитали ненужным и из школьной программы урок исчез.

Вновь начальная военная подготовка появилась в школах после начала СВО – в 2023 году. Тогда в правительстве посчитали, что в текущих политических условиях необходимо не только бороться со стереотипами о военной службе, но и обучать подростков действовать в нестандартных ситуациях.

Сегодня на уроках НВП российских школьников учат:

- правилам обращения с оружием;
- основам стрельбы;
- использованию и устройству ручных гранат;
- строевой подготовке и воинскому приветствию;
- использованию средств индивидуальной защиты;
- оказанию первой медицинской помощи.

Также ребят учат действовать в современном общевойсковом бою, объясняют им состав и вооружение мотострелкового отделения на боевой машине пехоты (БМП), рассказывают, что такое инженерное оборудование позиции солдата и одиночный окоп. Внеурочные занятия проходят в 10-11 классах. Начальная военная подготовка в школе считается обязательной частью образовательной программы, поэтому посещают уроки все старшеклассники. Те, кто по медицинским показаниям не могут выполнять практические занятия из-за дополнительной физической нагрузки, изучают теоретическую часть.

НВП для детей помладше?

Однако, предложение ввести НВП с 5 класса многим родителям показалась малореализуемым. Все-таки в 11-12 лет научить ребенка разбирать тот же автомат гораздо сложнее, чем 16-17-летнего подростка. Старшеклассники физически более сформированные и имеют более устойчивую психику в силу возраста.

С этим согласилась и Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребенка в Татарстане. По ее словам, программа 5-классников и 10-классников не должна быть одинаковой. Все методики должны соответствовать возрасту детей:

«Одно дело, когда мы даем разбирать тот же автомат школьнику, который физически способен это сделать. И совсем другое дело, когда мы говорим о детях, которые буквально вчера закончили начальную школу. Вводить начальную военную подготовку для детей помладше можно, но она должна включать в себя такие аспекты, которые детям будут понятны и посильны. В Израиле, например, есть всеобщая воинская повинность. Там военному делу жителей обучают с очень раннего возраста. То есть методики подготовки детей сегодня существуют. Это, конечно, не означает, что малышей с пеленок нужно окунать во взрослую действительность. Во всем нужен здравый смысл. Решение, в любом случае, должно приниматься педагогическим сообществом. Я думаю, если подготовка будет проходить в рамках тех уроков, которые уже есть, то многие родители не будут против».

К проведению занятий НВП можно было бы, по словам Ирины Волынец, привлекать и ветеранов СВО. Однако, подходить к поиску таких преподавателей тоже стоит очень тщательно:

«У нас участники СВО и сегодня активно общаются со школьниками в рамках факультативов. Но они это сегодня делают на безвозмездной основе, в качестве дополнительных уроков. Если же НВП будут вводить как полноценный урок, то это уже будут совсем другие трудовые отношения. Ветерана нужно будет устраивать как педагога. Соответственно, для работы ему нужны будут необходимые навыки и умение работать с детьми. Многое будет зависеть от личности самого человека. И даже если приглашать бойца на разговор с пятиклашками, то, на мой взгляд, нужно предварительно обсуждать с классным руководителем, как правильно говорить с детьми такого возраста. Все-таки они более восприимчивы, и к ним нужен правильный подход».

Вместе с тем, отмечает эксперт, полностью ограждать детей от реальности родителям тоже не стоит. Школьники не должны находиться в вакууме. Их необходимо готовить к жизни, и как можно раньше начинать разговаривать с ними на разные темы, в том числе о патриотизме и Родине.

Тем не менее, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург уверен, что начальную военную подготовку лучше оставить для старшеклассников:

«В 5-9 классах лучше сосредоточиться на основах безопасности и жизнедеятельности. Потому что обойтись без знания НВП в этом возрасте дети еще могут. А вот знать, как вести себя при террористической угрозе и что делать при пожаре им жизненно необходимо. Жизнь представляет довольно много реальных опасностей, и ребенок должен это знать. Если раньше родители отпускали детей спокойно во дворы, то сейчас и двор может быть небезопасен. Дети должны, прежде всего, научиться защищаться от тех опасностей, с которыми они могут сталкиваться на улице ежедневно».

Вместе с тем, эксперт подчеркнул, что вводить НВП как отдельный урок сегодня нецелесообразно. Школьная программа перегружена, и санитарные нормы не позволят ввести еще одну дисциплину. Сделать это можно будет только в ущерб другим школьным предметам. Хорошим вариантом, как полагает Евгений Ямбург, могло бы стать возвращение спортивных игр по типу «Зарницы». Чтобы НВП подавалось в качестве игры и в свободное от учебы время. Для детей более младшего возраста такой вариант был бы самым оптимальным.

Эксперты сошлись во мнении, что НВП все-таки больше подходит для детей старшего школьного возраста. Доверить разбор автомата или оказание первой медицинской помощи большинству пятиклассников еще нельзя: для них это сложно. Более того, это будет трудно вписать в и без того объемное школьное расписание. Поэтому, если и вводить НВП в 5 классах, то постепенно, аккуратно и больше ориентироваться на теоретические знания, чем на практику.

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47