Заведующий статистикой Гатчинской МКБ: Медицинские классы – спасение для регионального здравоохранения

Фото: личный архив Артема Сенюка

Online47 пообщался с врачом Артемом Сенюком о том, как новые подходы к обучению помогут решить вопрос с дефицитом кадров в 47 регионе

Эффективность работы системы здравоохранения – это важный показатель развития и успешности любого региона. Именно поэтому Ленобласть так активно внедряет передовые технологии и строит клиники высоких технологий. Но, конечно, создание качественной медицины невозможно без роста числа медицинских работников. Ни для кого не секрет, что отрасль здравоохранения сегодня испытывает дефицит кадров, и вопрос привлечения работников актуален как никогда. Чтобы решить эту задачу, осенью 2024 года в Гатчинском округе открыли первый медицинский класс под патронажем 1-го Медицинского университета. Весь учебный год с ребятами занимались лучшие медики Гатчинской клинической межрайонной больницы, которые наставляли ребят Гатчинской школы № 9 и погружали их в азы профессии медика. Заведующий отделом статистического учета и аналитики Артем Сенюк рассказал Online47, как прошел экспериментальный учебный год в первом ленинградском медицинском классе, чему обучали старшеклассников, и почему создание подобных классов – спасение для ленинградского здравоохранения.

Прикоснуться к медицине

В 2024 году было подписано соглашение между районным комитетом образования, Гатчинской клинической межрайонной больницей, комитетом здравоохранения Ленинградской области и Гатчинской школой №9. Партнером со стороны вуза выступил Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова.

Как объяснил Артем Сенюк, главная задача проекта – привлечь в медицину мотивированных ребят из Гатчинского округа:

«Мы стремимся развивать интерес школьников к теме медицины и проводить профориентацию, которая дала бы им понимание, что вообще из себя представляет медицина. Еженедельно работники нашей больницы встречаются с ребятами из 10 и 11 классов и проводят занятия. Там подросткам рассказывают все необходимое, начиная с того, какие виды медицинской помощи существуют, заканчивая диагностикой сложных заболеваний. Программа включает: углубленное изучение биологии и химии, основ сестринского дела, медицинской этики, а также мастер-классы от врачей, симуляционные тренинги на современном оборудовании и знакомство с работой стационарных отделений. Ходим с ребятами в тематические музеи на разные экскурсии».

За время обучения в медицинском классе ребята уже успели освоить навыки сердечно-легочной реанимации и первой помощи. В конце апреля учащиеся завершат обучение по программе центра опережающей профессиональной подготовки по направлению «Младшая медицинская сестра». Им выдадут сертификаты, которые позволят ребятам официально трудоустроиться в больницу в качестве младших медсестер на время летних каникул.

«У ребят в ходе обучения рушатся многие стереотипы, – уверяет Артем Сенюк. – Если на старте школьники хотели идти в патологоанатомы и стоматологи, то после нашего специализированного курса появляются ребята, которые уже хотят заниматься хирургией, анестезиологией, кардиологией. Это круто! Ребята начинают шире смотреть на медицину и понимают, где бы им было интересно, и где бы они хотели свои возможности и навыки применить. Это мотивирует и самих преподавателей. Когда школьники оказываются искренне заинтересованы в этой отрасли, когда у них горят глаза, от такого наставничества и сами педагоги получают большое удовольствие».

Менять здравоохранение

Сейчас основная задача, как говорит хирург Артем Сенюк – сделать так, чтобы медицинский класс давал гатчинским ребятам не только навыки и углубленную подготовку к ЕГЭ, но и дополнительные баллы при поступлении в университет. Этот вопрос уже находится на стадии обсуждения с вузами.

Кроме того, в будущем планируется создать научный клуб, где со школьниками будут обсуждать научные медицинские статьи. Это позволит формировать у будущих поколений научное мышление.

«Пока у нас нет точного понимания, как мы будем отбирать ребят для медицинского класса в следующем учебном году, – признается Артем Сенюк. – Мощности одной школы не очень велики. Желающих может оказаться больше, чем учебных мест, и мы понимаем, что нужен какой-то отбор. Предполагаю, что будем смотреть на баллы в аттестате и мотивацию ребят. То есть, если ребенок, например, из семьи медиков, то мы понимаем, что он максимально погружен в тему, и конечно его возьмем. Мы уверены, что медицинские классы будут очень популярны в регионе. Учеба в них позволяет ленинградским подросткам прикоснуться к вещам, которые обычно для них закрыты. Например, побывать в операционной. Понять, что боязнь крови – это допустимо, поскольку современные технологии уже позволяют сделать операции бескровными, просто нужно правильно этому обучаться. То есть мы со школы психологически адаптируем ребят к будущей профессии».

Но, конечно, главное то, что медицинские классы приведут больше подростков в систему здравоохранения, где сейчас наблюдается дефицит кадров. Подобные классы позволят попробовать себя в роли врача даже тем, кто просто хочет помогать людям и ищет сферы, с помощью которых это можно сделать. Для таких ребят, как уверяют в Гатчинской клинической межрайонной больнице, такой опыт может стать положительным и впоследствии приведет в отрасль еще не одного нового медика. И даже если кто-то решит стать не врачом, а медсестрой, для здравоохранения это тоже будет значительный шаг вперед, ведь потребность сегодня есть абсолютно во всех специалистах: от санитаров до узкоспециализированных врачей. А для сферы здравоохранения каждый новый медицинский работник – это тысячи спасенных жизней и сохранение здоровья целых поколений.

Дарья Нестерова

Фото: личный архив Артема Сенюка