Экономический кризис в Эстонии становится все более явным. По последним данным эстонской газеты Postimees, 64% жителей вынуждены переходить на уцененные продукты с истекающим сроком годности. Опрос показал, что 56% респондентов стараются приобретать товары со скидкой или, например, с истекающим в день покупки сроком годности, а 46% опрошенных выбирают самый дешевый продукт в товарной категории. В условиях роста цен люди готовы отказаться от еды вне дома, хобби, товаров для дома и электроники. Online47 поговорил с экономистами и политологами о том, что привело Эстонию к такому исходу и как меняется жизнь в стране.
Последовательная деградация
Экономический спад в Эстонии наблюдается уже более 2 лет, отметил Николай Межевич, президент Ассоциации прибалтийских исследований, главный научный сотрудник центра белорусских исследований Института Европы РАН, эксперт МИМРД МПА СНГ. И снижение покупательной способности – один из закономерных итогов:
«Даже при новой методике расчета ВВП, которая сейчас действует в Эстонии, там все-равно наблюдается экономический спад. Неизбежно уменьшается уровень потребления. У страны был накоплен определенный запас прочности. Мы видели, что относительно несложные управленческие действия правительства позволяли быстро разрешать опасные ситуации. Вся Эстония – примерно 1 млн потребителей. Это в 1,5 раза меньше, чем в Ленобласти и в 5 раз меньше, чем в Петербурге. И чем меньше население страны, тем быстрее решаются проблемы, и экономические в том числе. Но теперь ресурсы исчерпаны, и мы видим последствия. При нынешних планах налоговой реформы, при расходах на оборону в 5% от ВВП, поддерживать уровень потребления просто невозможно. Так что он продолжит падать».

По словам эксперта, если раньше просроченные продукты покупали в основном на периферии, то теперь явление становится массовым. В том числе и для Таллина:
«Доходит до того, что из элитных торговые сети переформатируются в магазины среднего сегмента, – объясняет Николай Межевич. – Из среднего сегмента бизнес переходит в низший. Компании уходят в Швецию и Финляндию. Польские фирмы легкой промышленности, которые планировали зайти на рынок Эстонии, больше этого не хотят. В значительной мере влияет и некомпетентность эстонского правительства. Проблемы в стране пытаются решить повышением налогов. Но это, как мы знаем, не помогает. В результате, проблемы только накапливаются».
Вместе с тем, какой-то реакции и сопротивления со стороны эстонского общества ждать не стоит, уверен политолог. По его словам, все, кто мог противиться такому политическому курсу, давно выдавлены из страны.

Нет сильной отрасли
С тем, что тенденция экономического спада сохранится согласен также экономист и политолог Александр Дудчак. По его словам, сегодня ситуация сложная во всем Евросоюзе:
«Если сравнивать Эстонию с ее европейскими соседями, то у нее еще дела обстоят не так плохо. Сегодня вся Европа катастрофически проигрывает в экономическом соревновании тем же американцам. Но значительный удар по Эстонии нанес, конечно, отказ от единой с Россией и Белоруссией энергосистемы БРЭЛЛ. В результате, цены на энергоносители взлетели в разы. Это стало фатальным и для экономики, и для уровня жизни населения. При этом, в Эстонии не развита промышленность, порты сейчас тоже не востребованы, хотя раньше были довольно серьезным перевалочным пунктом. Одно время, страна делала ставку на сектор IT. Но и он каких-то больших успехов не показал. То есть в стране сегодня нет сильной отрасли, которую можно было бы развивать».
Как уверяет экономист, территория Эстонии продолжит деградировать. Пока что все тенденции в экономике ведут к тому, что люди будут просто уезжать из страны в поисках лучшей жизни. А это для страны с маленьким населением тоже может стать огромным ударом.
Фото: pxhere.com