Платежная дисциплина в энергетике Ленобласти: большое интервью с гендиректором «РКС-энерго» Бисланом Гайрабековым

Фото: Online47

О ситуации с дебиторской задолженностью за электроэнергию в регионе и мерах предотвращения ее дальнейшего роста — в материале Online47

Платежная дисциплина — один из краеугольных камней устойчивости всей энергетической системы. Можно вырабатывать и поставлять электроэнергию по самым современным стандартам, но если за нее не платят — возникают сложности на всех уровнях. Какова текущая ситуация с дебиторской задолженностью за электроэнергию в Ленинградской области и какие меры могли бы помочь предотвратить ее дальнейший рост? Об этом и многом другом Online47 поговорил в интервью с генеральным директором ООО «РКС-энерго» Бисланом Гайрабековым.

— Бислан Исанович, платежная дисциплина потребителей — это один из главных показателей работы энергосбытовой компании. Что влияет на нее больше всего?

— Первое, что влияет на платежную дисциплину — существующие правила ведения энергосбытовой деятельности, постановления Правительства РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Второй фактор, влияющий на платежную дисциплину в регионе, — его специфика. Ну и позиция региональных властей. Политика губернатора Ленобласти по отношению к энергосбытовой деятельности мне очень даже импонирует. И третье — это то, каким образом энергосбытовая компания выстроила свою деятельность.

Каждую пятницу в ООО «РКС-энерго» по ВКС с руководителями районных отделений проводится совещание, где обсуждается состояние платежной дисциплины наших клиентов.

Вот эти три составляющие — правила работы, позиция власти и внутренние процессы компании — держат все. Если где-то сбой, долги начинают расти, но если все выстроено грамотно, как у нас, то результат виден: мы держим ситуацию под контролем.

— Какова текущая ситуация с задолженностью за электроэнергию?

— Главным мерилом нашей работы является уровень задолженности, в том числе просроченной задолженности. Компания должна уметь с этим работать. По итогам 2024 года сумма просроченных долгов за электроэнергию всех клиентов гарантирующего поставщика снизилась на 20% по сравнению с 2023 годом. А в 2023-м — на 12% уменьшилась по отношению к 2022 году. У нас неплохая динамика.

Если конкретно по цифрам: общая сумма просроченной дебиторской задолженности у нас в 2024 году — 583 миллиона рублей. Из них 71% — это население, СНТ и исполнители коммунальных услуг. В 2023-м было больше — около 729 миллионов, а в 2022-м — вообще 829 миллионов. Динамика положительная, но расслабляться нельзя. Каждый недополученный рубль — это ущерб для гарантирующего поставщика, это наши деньги, которые мы уже заплатили за электроэнергию на оптовом рынке. И если их не вернуть, это ударит по экономике компании.

— Недавно в Совете Федерации прошел круглый стол «О состоянии и мерах по укреплению платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», где были озвучены законодательные инициативы, которые бы помогли в борьбе с дебиторской задолженностью. Расскажите подробнее — начнем с бюджетных организаций.

— Бюджетные потребители — это категория клиентов, для которой требуется ежегодное перезаключение государственных контрактов по окончании календарного года. Очень формализованная, непростая процедура. И пока эта процедура длится, наступает следующий календарный год, потребители продолжают использовать ресурсы. В это время контракты могут быть еще не оформлены или находиться в процессе оформления, и, пока не поступит бюджетное финансирование, образуется задолженность. Мы обязаны формально эти долги предъявлять, начислять пени, и замечу, что все средства, которые они выделяют на погашение этих пеней, являются бюджетными.

Это не самый сложный, но требующий особого внимания потребитель. Проблема заключается в том, что они неточно планируют бюджет. Лимиты не соответствуют фактическому потреблению, а потом запускается процесс согласования новых лимитов. Задолженность растет, переходит в просроченную, мы начисляем пени. И только после марта очередного календарного года они начинают рассчитываться с нами в пределах установленных лимитов. Мы готовы давать рекомендации по прогнозному значению цен за электроэнергию на следующий календарный год. У нас есть опыт и статистика, накопленная годами.

На круглом столе в Совете Федерации я подчеркнул важность взаимодействия между государственными, региональными и местными органами, отвечающими за бюджетные расходы, и гарантирующими поставщиками электроэнергии. Если бы они обращались к нам, мы бы давали корректные ориентиры для планирования объемов потребления электрической энергии. Надеюсь, нас услышат.

Такой подход позволит рассчитываться перед нами своевременно, избегая начисления пеней и судебных разбирательств. А для этого необходимо усилить контроль со стороны профильных ведомств за бюджетными организациями в части планирования затрат на электрическую энергию.

пресс-служба ООО «РКС-энерго»

— Теперь про ресурсоснабжающие организации — на них приходится 17% от общей задолженности.

— У ресурсоснабжающих организаций такие же проблемы, как и у нас. Они поставляют свой ресурс, будь то вода горячая, холодная, будь то тепло, газ. Но для производства своего ресурса и доставки его до точки потребления, они используют электроэнергию.

Начиная с 2022 года всем ресурсоснабжающим организациям было предписано применять к должникам пени из расчета 9,5% от ключевой ставки ЦБ РФ. Однако ключевая ставка росла и достигла отметки 21%, но мы продолжали применять фиксированное значение в 9,5%, независимо от ее колебаний. В это же время образовывалась кассовая дыра, и компания нарабатывала себе излишние финансовые издержки: нельзя было предъявить стоимость кредитов по тем условиям, что сама компания привлекала в банке. Ресурсоснабжающие организации по отношению к своим потребителям тоже в таких ограничениях работали, но при взаимодействии с поставщиком электроэнергии они используют фактор-кредитование за наш счет. Это ограничение по ключевой ставке ЦБ РФ в 9,5% сохранили на 2025-й и на 2026-й годы.

На одном из совещаний разбирался вопрос по задолженности ресурсоснабжающих организаций перед энергосбытовыми компаниями. И все русурсоснабжающие организации жаловались на то, что они ожидают компенсацию межтарифной разницы. На что Александр Юрьевич справедливо сказал: «Вам субсидии даются на ремонты, на развитие, а не на компенсацию ваших затрат на электроэнергию. Оплату за электроэнергию вы должны производить из собранных денег за ваши ресурсы». Это очень сильная и корректная позиция.

Для того, чтобы стимулировать ресурсоснабжающие организации к своевременной оплате за потребленный ресурс, мы предложили ввести новое требование: организации должны входить в новый отопительный сезон без долгов перед энергетиками. Для этого предлагаем ввести для них еще один критерий при получении паспорта готовности к отопительному сезону — отсутствие долгов. Это бы их дисциплинировало.

— Исполнители коммунальных услуг, то есть управляющие компании, — еще одна больная тема. Их доля в общей задолженности — 16%. Как обстоят дела с ними?

— Исполнители коммунальных услуг — это очень сложная, тяжело воспитываемая, имеющая, безусловно, социальный характер категория клиентов.

Управляющие компании, курирующие многоквартирные дома, играют ключевую роль в обеспечении жильцов необходимыми ресурсами, такими как вода, тепло, электроэнергия и газ. Однако, их работа сопровождается рядом значительных проблем, особенно в вопросах финансового учета и задолженности.

На протяжении многих лет энергосбытовые компании бились над тем, чтобы им дозволили, в случае наличия задолженности управляющей компании перед ними, отказаться в одностороннем порядке от договорных отношений и перевести население на прямые расчеты.

Для гарантирующего поставщика такой переход на прямые расчеты — это сложный спектр работы. Одно дело выставить счет-фактуру юридическому лицу, а принять все дома, которые у него на обслуживании, совершенно другое.

Тем не менее мы готовы пойти на такие меры ради прекращения роста дебиторской задолженности. Так с 2021 года компания приняла на прямые расчеты более 100 тысяч абонентов, которые находились в зоне действия управляющей компании. Потребители рассчитывались с управляющей компанией, которая начинала вести свою финансовую политику: в один месяц она рассчитывается с энергоснабжающей организацией, в следующий — с поставщиком воды, а затем с теплоснабжающей организацией, — и это приводило к накоплению огромных долгов и судебным разбирательствам. В итоге она объявляла себя банкротом, но продолжала свою деятельность под другим названием.

На наш взгляд, перед тем, как управляющим компаниям дают лицензию на новый дом, нужно ввести еще один критерий — отсутствие задолженности, смотреть историю ее работы. Мы уверены, что это сильно бы их мотивировало выполнять свою работу в полном соответствии с теми стандартами, которые они декларируют при получении лицензии.

Не пропустите

— И, наконец, СНТ/ДНТ — 14% задолженности. Они, кажется, вообще особый случай. Почему с ними так сложно?

— СНТ/ДНТ — это для нас одна из самых серьезных категорий клиентов, поскольку задолженность садоводств в 2024 году, напротив, увеличилась на фоне общего снижения дебиторской задолженности. Они защищены в полной мере. Вывод потребителей на прямые расчеты — это крайне сложная и почти нерешаемая задача.

Первое, что мы предложили в Совете Федерации: разрешить нам в одностороннем порядке расторгать с СНТ/ДНТ договоры энергоснабжения, как это было разрешено делать в отношении к исполнителям коммунальных услуг (управляющим компаниям).

Второе наше предложение: очень многие СНТ/ДНТ не ставят на баланс имущество. Это все-таки хозяйствующий субъект. И если у энергосбытовой компании есть право предъявить претензии по неоплаченным счетам, то в случае судебного разбирательства, когда на руках есть исполнительный лист, у нее появляется возможность взыскать это имущество. Тогда СНТ/ДНТ двигается гораздо более правильным путем.

Есть руководители местных администраций, которые почему-то предлагают нам списать эти долги. Мы не можем этого сделать, это серьезно нарушит нашу экономику в целом. Мы уже заплатили за поставленную электроэнергию, оплатили услуги сетевых организаций, оплатили налоги. Поэтому предложение списать просто так, потому что у СНТ/ДНТ этих денег якобы нет, невозможно. СНТ/ДНТ — это категория потребителей, которая наносят нам существенный урон в денежном эквиваленте. Вот у нас был удачный 2023-й, когда мы снизили их общую задолженность. А в 2024 году она снова выросла.

Мы предлагаем внести изменения в законодательство РФ, чтобы гарантированные поставщики получили право в одностороннем порядке отказываться от договоров с СНТ/ДНТ при наличии задолженности и переводить садоводов на прямые договора. Это сложный и трудоемкий процесс, но это единственный способ остановить рост долгов.

Также мы предлагаем создать региональные комиссии с участием органов власти для контроля за деятельностью СНТ/ДНТ. Помимо прочего, если товарищества начнут ставить имущество на баланс и отвечать по долгам, ситуация изменится.

Фото: Online47