Просто вернуться не получится: Минтранс хочет оградить российских морских перевозчиков от внешней конкуренции

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Как возвращение иностранных компаний может отразиться на активном развитии ленинградских портов, узнал Online47

Иностранные компании продолжают планомерно возвращаться в Россию. На отечественный рынок приходят не только производители одежды, но и крупные автомобильные автомобильные бренды, а также те, кто создает электронику. Не исключено, что вслед за ними возобновить свою работу на территории России захотят и морские перевозчики. Однако, Минтранс планирует защитить отечественных участников рынка морских перевозок и их интересы в возможной конкурентной борьбе. В министерстве опасаются, что за счет своих масштабов, иностранные компании могут вновь ущемлять российские, что не даст им возможность полноценно развиваться и расти. Большое значение возвращение иностранных игроков будет играть и для Ленобласти. Все-таки регион сейчас активно наращивает работу своих портов, устанавливает новые деловые связи на северном морском пути. Потерять эти наработки ни регион, ни Россия точно бы не хотели. Online47 вспомнил, как шло развитие ленинградских портов последний год, и обсудил с экспертами, какие перспективы ждут Ленобласть, а также, могут ли этому помешать морские перевозчики из зарубежа.

От Ленобласти до Африки и Бразилии

В этом году о теме развития портов власти Ленобласти говорят особенно часто. В феврале губернатор Александр Дрозденко обсуждал возможность сотрудничества с Чрезвычайным и Полномочным Послом Танзании в РФ Фредерико Кибута. Глава 47 региона подчеркнул, что африканские страны сейчас представляют для России и области большой интерес:

«У нас в регионе имеются крупные порты. Несмотря на санкционное давление, грузооборот через них последние годы стабильно растет. Основное направление движения судов: Африка, Латинская Америка, Индия. У Танзании есть три порта, и мы заинтересованы, чтобы между нашими портовыми комплексами выстраивались коридоры для поставок. Нам хотелось бы видеть стыковочный транзитный коридор через Африку. Это позволило бы нам работать с африканским рынком в целом», — отметил Александр Дрозденко.

Только за девять месяцев 2024 года из портов Ленинградской области на экспорт ушли 814 тысяч тонн зерна и продуктов его переработки. Пшеница мягкая, ячмень, горох, чечевица, шрот подсолнечный и лен масличный – отгружались в Марокко, Индию, Нигерию, Мексику, Бразилию, Китай, Турцию, Бельгию, Италию, Алжир, Мали, Тунис, Иорданию и Кубу.

Чтобы увеличить пропускную способность судов, нужна и железная дорога, по которой товар будут доставлять. Поэтому в Ленобласти уже наметили план реконструкции подходов к порту Усть-Луга и порту Приморск, в том числе на федеральном уровне — восстановление, реконструкция железнодорожного подхода к Усть-Луге, реконструкция дороги Псков-Гдов-Сланцы.

Однако, одних лишь бюджетных средств на развитие портов сегодня недостаточно. Нужны инвестиции. Ленобласть на сегодняшний день рассматривает два варианта привлечения таких средств – использованием механизмов государственно-частного партнерства при участии РЖД, операторов терминалов, грузоотправителей, а также использование инвестиционных надбавок и тарифов. У Северо-Запада, как говорят участники рынка, сегодня есть все шансы стать пилотным округом по привлечению частных инвестиций на развитие портов.

На пути к сильной отрасли

Рынок международных морских перевозок – это вообще очень сложная структура. Сама отрасль состоит из многих составляющих. Это и суда, перевозящие продукцию, и контейнеровозы, и сухогрузы, и газовозы. Совсем закрываться от иностранных компаний Россия, конечно, не будет, и не должна. Но и ущемлять возможности отечественных перевозчиков нельзя. Об этом в беседе с Online47 сказал директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Игорь Муравьев:

«Для нас допускать иностранцев на тех условиях, на которых они работали, экономически невыгодно. Нужно будет рассматривать необходимость их пребывания в России отдельно по каждому вопросу. Если мы понимаем, что есть стратегически важная для нас продукция и мы в состоянии ее делать, то, конечно приоритет будет за отечественными перевозчиками и производителями. Например, строительство судов на наших верфях – это большая номенклатура. Наши компании стараются перепроектировать суда, которые во многом остались без законтрактованного оборудования. И когда уже сделана определенная работа – непростая, финансово затратная и долгая по времени, – было бы странно все бросать и возвращаться к зарубежным фирмам. Это будет неправильно по отношению даже не к самим верфям, а к субподрядчикам, которые работают на наших верфях».

По словам эксперта, России сегодня необходимо понять, какие сегменты отрасли для нее критичны, и сосредоточиться на них. А там, где возможно, сотрудничать с возвращающимися компаниями. Как отмечает Игорь Муравьев, хорошо бы вернуть к работе страховые компании, которые могут дать дополнительные гарантии для российских судов:

«Где-то наши компании, безусловно, должны оставаться монополистами. Все-таки немало наработок было сделано за последние годы. Естественно, должны быть преференции для наших компаний. Есть такая мировая практика: когда иностранная компания хочет зайти с серьезных технологичным продуктом, то создается совместное предприятие с участием той страны, куда эта технология приходит. Это правильно. Потому что надо не только дать возможность заработать серьезным западным компаниям, но и получить какие-то технологические преимущества».

Не пропустите

Как объяснил Игорь Муравьев, изменения сегодня происходят не только в Ленобласти или на Дальнем Востоке. Морская логистика меняется по всему миру. Страны ищут новые пути и возможности. И Ленобласть в этом плане не становится исключением. Для региона также важны перспективы морских путей. Регион видит, что геополитические изменения могут предоставить такие варианты, о которых до этого никто даже не мог подумать:

«Раньше казалось, зачем придумывать новые маршрут, если работающие уже есть? Но жизнь показала, что северный морской путь имеет место быть. Это становится нашим стратегическим маршрутом, по которому мы отправляем уголь, газ, удобрения. Наши порты очень динамично подстраиваются под меняющуюся конъюнктуру. После 2022 года были опасения, что наши ленинградские порты просто перестанут работать. Но опасения оказались беспочвенными. Порты работают, развиваются, растут. Наша продукция востребована, наши порты нужны. И мы на пороге большого и важного шага к созданию сильной, конкурентноспособной отрасли».

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47