Сегодня во второй половине дня состоится телефонный разговор президентов РФ и США — это будет первый контакт Владимира Путина и Дональда Трампа после переговоров Украины и России в Стамбуле. Напомним, что они состоялись на прошлой неделе. Президент США уверен, что необходима его помощь для того, чтобы поставить финальную точку в конфликте. В случае, если договоренностей и понимания с Россией добиться не удастся, Америка намерена вводить новые «разрушительные санкции». Такое заявление сделал на днях американский госсекретарь Марко Рубио.
Трамп ищет собственных побед
В четверг, 16 мая, впервые за три года состоялись прямые переговоры российской и украинской сторон. Они проходили на нейтральной территории – в Стамбуле. От России участвовали помощник президента Владимир Мединский, замглавы МИДа Михаил Галузин, замначальника Генштаба ВС Игорь Костюков и замминистра обороны Александр Фомин. По итогам двух часов диалога, сторонам удалось договориться о следующем:
- обмен военнопленными по формуле «1000 на 1000»;
- прямые переговоры между Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским;
- каждая сторона в деталях представит то, как видит «возможное будущее прекращение огня».

Вероятность разговора российского и американского лидеров высока, отметил в беседе с Online47 Николай Межевич, президент Ассоциации прибалтийских исследований, главный научный сотрудник центра белорусских исследований Института Европы РАН, эксперт МИМРД МПА СНГ. Эксперт уверен, что связан разговор будет с итогами, достигнутыми в Стамбуле:
«Учитывая некую непредсказуемость Трампа, я бы не стал преждевременно давать прогнозы этому разговору. Но, думаю, речь пойдет все-таки об Украине. Позиция Штатов понятна: американцы хотят закончить этот кризис для своей страны, сбросить негодный актив. По большому счету, американскому президенту все равно, что по итогам перемирия будет делать Европа. Только если это не будет связано со зверским кровопролитием. Но европейские победы ему не интересны. Ему нужны собственные, пока не закончился его президентский срок. Украина – это то, за счет чего он надеется получить свои политически очки».
Вместе с тем, Европа хочет затащить американских солдат поближе к российской границе. В то время как задача Штатов – остановить конфликт с минимальным американским участием или и вовсе без него, подчеркивает Николай Межевич:
«За прошедшие 120 дней, думаю, Трамп успел понять, что российско-украинский конфликт очень тяжелый. Решить его легкой прогулкой американской дипломатии не получится, а растягивать решение вопроса на годы ему неинтересно. Что же касается угрозы санкций, то рано или поздно можно ввести все возможные и встать перед вопросом, а что делать дальше? В конечном итоге, остается только один возможный рычаг давления – угрозы ядерным ударом. Но нюанс в том, что и у России оно тоже есть. И в этом смысле наибольшую агрессивность проявляют те страны, которые находятся вне понимания этого ядерного тупика: Финляндия, Эстония, Латвия. Что же до Зеленского, то на него давить, видимо, очень сложно».
По словам политолога, давить сейчас нужно на руководителей Франции, Германии, Британии. На тех, кто подталкивает Украину к войне. Но вопрос в том, понимает ли это аппарат американского президента.

t.me/V_Zelenskiy_official
Получили не то, что ожидали
С тем, что разговор Путина и Трампа – это сверка часов по итогам Стамбульских переговоров, согласен и политолог Алексей Ломов. Он отметил, что украинская делегация отошла от заявленного, и результат переговоров получился не тот, что планировался изначально:
«Полагаю, российская сторона спросит о том, почему заявлялось одно, а по факту получилось совсем другое. Почему речь шла о перемирии, но украинская сторона во главе с Европой продолжают перекраивать картину мира. Тем не менее, сам факт состоявшихся переговоров, уже носит положительный характер. Надеюсь, что после разговора двух президентов сегодня появится понимание того, каким образом мы будем действовать дальше».
Но даже в случае, если диалога не получится, и США решат все-таки давить на Россию санкциями, это нанесет больший ущерб самой Америке, говорит политолог:
«Россия готова к дополнительным санкциям. Сегодня мы находимся уже в той стадии, когда любые санкции больше вреда наносят Западной стороне, а не Российской Федерации. США заинтересованы в том, чтобы проблема вооруженного конфликта решалась, поскольку их волнуют собственные траты на ведение боевых действий. Но точно одно: Украина – инструмент геополитической истории Трампа. Это его политический актив».
Фото: t.me/MID_Russia