Накануне, 22 сентября, президент России Владимир Путин выступил с важным заявлением о готовности страны продолжить после 5 февраля 2026 года в течение года придерживаться ограничений в соответствии с Договором о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ). Как уточнил глава государства, окончательный отказ от договора стал бы ошибкой, но предложение будет действовать до тех пор, пока соответствующие условия будут соблюдать США. В разговоре с Online47 инициативу прокомментировали военные эксперты.
В настоящий момент, напомнил Сергей Хатылев, бывший начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России, остается немного времени до окончания действия договора. При этом мы видим, что американцы из всех договоренностей выходят, и предварительно их решение выглядит так, что никаких договоренностей быть не должно.
«Естественно, президент принимает решение обозначить готовность соблюдать требования, несмотря на то, что договор заканчивается, но при условии, что и Штаты тоже будут придерживаться его основных положений. Почему? Потому что мы должны предупредить, по крайней мере, это мнение верховного главнокомандующего и правительства, что если они это не собираются выполнять, то мы приступаем к дальнейшему усовершенствованию нашего ядерного потенциала и его доставки к определенным районам мира, — объяснил Сергей Хатылев. — Как на него ответит администрация Дональда Трампа, это его право. Но вопрос крайне важен, это и идеологический вопрос, и политический, и, наверное, в самую последнюю очередь военно-технический».

В свою очередь военный эксперт Василий Дандыкин указал на то, что продлить договоренность, существовавшую еще во времена противостояния СССР и США крайне важно для обеих сторон. Ведь и сегодня Россия и Штаты остаются двумя государствами, которые владеют наибольшим числом ядерных боеголовок, средств доставки.
«Именно от России и США зависит предотвращение ядерного безумия, которое, может статься. Потому что сейчас многие другие страны транслируют посылы, что надо обзавестись своим ядерным оружием. И это касается не только Ирана, где США и Израиль активно против выступают, но и, например, заявления того же Зеленского свидетельствуют, как Киев жалеет о том, что ядерного оружия у них нет, — отметил Василий Дандыкин. — Договор позволяет в в какой-то степени сдержать угрозу ядерной войны. И, конечно, то, что Трамп сказал, что он обсудит, даст ответ Путину, это очень хорошо на фоне той напряженности, которая сейчас имеет место».
К последнему пункту спикер отнес и безответственные заявления о применении тактического ядерного оружия, что якобы ничего такого страшного в этом нет. Все это, убежден он, прелюдия к Третьей мировой войне.
«Поэтому президент выступил с заявлением, чтобы предотвратить дальнейшую гонку вооружений, в том числе в ядерном направлении. Продлить соблюдений условий нужно, чтобы за это время найти новые смыслы, разработать другой договор, исходя из реалий, которые сегодня есть, — добавил Василий Дандыкин. — Каждый трезвомыслящий человек в мире это одобрит, а непонимающий… Во всяком случае, я полагаю, руководство США, президент Трамп, к числу последних не относятся. Поэтому консультации будут, и надо что-то делать, чтобы предотвратить эту бесконечную гонку вооружений, которая сейчас обуяла Европу и не только ее».
В то же время, РИА Новости, цитируя New York Times, отметили, что в США есть позиция, согласно которой Москва этим шагом лишь хочет отделить меры по урегулированию на Украине от обсуждения контроля над вооружением и экономического сотрудничества. И Вашингтону, как убеждены в издании, такой подход не нужен.
«Мало ли что пишут в NYT, как известно, не случайно ее не любит президент Трамп. Это рупор демократов, и им во всем видится русский след. Масло масляное, продление ДСНВ — это другая тема, вопрос глобальной безопасности, а СВО — это про безопасность нашей страны в первую очередь. Почему ничего про Израиль не пишут, как он вопрос с Газой решает? Претензии NYT только к нам, это очевидно. Во всяком случае, я полагаю, что они там сказали, Трампу по барабану».
Фото: Kremlin