Зима в Санкт-Петербурге и Ленинградской области может быть не только белой и пушистой, как снег во дворе. Это время года, когда опасность подстерегает и людей, и животных. Мороз, снегопады и оттепели сокращают время на спасение и создают дополнительные угрозы.
В таких условиях на помощь нуждающимся приходят не только экстренные службы, но и волонтеры. Это обычные люди, которые без выходных и зарплаты готовы искать пропавших и спасать тех, кто попал в беду.
О том, как устроена их работа, какие существуют риски и почему добровольцы стали важной частью системы спасения, рассказали командир поисково-спасательного отряда «Экстремум» Валерия Верховодко, руководитель добровольной пожарной команды отряда Ольга Кононова и руководитель службы спасения животных «Кошкиспас» Татьяна Скородумова. Подробнее об этом — в материале Online47.

Когда холод не прощает ошибок
Поисково-спасательный отряд «Экстремум» работает в Петербурге и Ленобласти уже почти двадцать лет. Это не просто группа энтузиастов, а полноценное аварийно-спасательное формирование, аттестованное по государственным требованиям. Как подчеркивает Валерия Верховодко, в отряде не делят людей на «профессионалов» и «любителей».
«Мы являемся не просто спасателями-добровольцами, а полноценными членами всей системы. У нас такие же права и обязанности, как у штатных служб, как у МЧС или муниципальных отрядов. Поблажек нет, мы работаем профессионально. Единственное, что зарплату не получаем», — поделилась она на пресс-конференции ТАСС.
Сейчас в составе организации насчитывается около 300 человек, из них почти 200 — аттестованные спасатели. Их главная задача — искать людей, потерявшихся на природе. Зимой таких вызовов меньше, чем летом, но опасность для тех, кто заблудился, возрастает в разы. Самый главный враг — переохлаждение.
«Время реагирования очень сильно должно быть сокращено, потому что если летом это там дни какие-то, которые есть у пострадавшего, оказавшегося где-то в сложной ситуации, то зимой счет идет на часы. Вот поэтому все спасатели зимой так мобилизуются и должны очень быстро реагировать, еще быстрее, чем обычно», — объясняет Верховодко.
С начала 2026 года отряд уже получил 20 заявок на поиск людей в природной среде. Помощь потребовалась 25 пострадавшим. Для января это очень высокий показатель: раньше максимум доходил до 25 заявок за весь месяц. Пока все поиски завершились благополучно, но тенденция тревожная. Снег выпал рано, люди активно выходят в лес для катания на лыжах или прогулок с собаками, часто переоценивая свои силы.
Помимо лесных поисков, зимой больше и других происшествий: обрушения, последствия пожаров, взрывы бытового газа, аварии. Мороз только усугубляет ситуацию. Поэтому добровольцы работают рука об руку с МЧС, получая вызовы через систему 112.

vk.com/extremum
Лед и пламя
С приходом морозов традиционно растет число пожаров. По словам Ольги Кононовой, добровольная пожарная команда отряда «Экстремум» старается выходить на дежурства чаще, особенно в выходные и праздничные дни.
«Очень резко отмечается возрастание возгораний любого вида, как только наступают заморозки. Это и дома, и гаражи», — отмечает спикер.
Часто пожары случаются из-за попыток согреться любыми доступными способами. Волонтеры входят в городской гарнизон и выезжают на те же вызовы, что и профессиональные пожарные. Точную статистику они не ведут, но уверены: зимой работы заметно прибавляется.
Параллельно с этим продолжается работа по спасению животных. Для службы «Кошкиспас» зима — особенно тяжелая пора. Как рассказывает Татьяна Скородумова, если летом чаще спасают кошек с деревьев, то зимой резко вырастает число вызовов к водоемам.
«Зимой у нас пик водно-ледовых работ. Потому что птицы, которые, по идее, должны покидать город и улетать в теплые края из-за того, что их люди активно кормят, остаются в городе. И в этой большой массе не всегда заметны какие-то травмированные птицы, ослабленные, но когда наступают холода, большая часть все-таки снимается и перемещается на другие какие-то незамерзающие водоемы, а вот те, кто не может этого сделать, остаются, — объяснила она. — И, конечно, они бросаются в глаза, люди начинают переживать, что вот у утки там крыло сломано. Или что-то с ней еще произошло, и она не может покинуть водоем, эту полынью, и остается, может примерзнуть. Опять же, вороны, кошки, собаки, чайки могут вполне себе сократить ее жизнь, и так уже неполноценную, поэтому вызывают, конечно же, нашу службу, и мы стараемся этим птицам помочь».

Практически каждый день волонтеры выезжают спасать уток, чаек и других водоплавающих птиц, чтобы отправить их в реабилитационные центры. А еще не стоит упускать из виду привычные городские истории: животные, которые проваливаются в вентиляционные шахты в поисках тепла.
За год служба «Кошкиспас» обрабатывает около 1200-1300 заявок, из них примерно 200 приходятся на зимний период. При этом лишь около 40% спасенных животных — домашние, остальные бездомные или дикие.
«Из домашних животных, с которыми мы сталкиваемся, большинство попадает в беду по недосмотру хозяев», — подчеркивает Скородумова.

vk.com/koshkispas
Невидимая часть работы
Одним из главных помощников в поисках остаются собаки. В «Экстремуме» действует одна из крупнейших на Северо-Западе кинологических служб — около 40 расчетов на разных этапах подготовки.
«Люди могут быть там травмированы, уставшие, могут спать, могут уже быть без сознания в каких-то крайних ситуациях. Во всех этих историях, когда человек уже не может отозваться по каким-то причинам, найти его можно только с помощью собаки, потому что площади у нас огромные, у нас очень много леса, и прочесать их, вот как представляют иногда люди, строем просто невозможно. Это десятки квадратных километров за один поиск. Собаки намного эффективнее находят», — объясняет Валерия Верховодко.
Собаки работают и на завалах после пожаров или обрушений. Недавний пример — поиск погибшего после крупного пожара на Правобережном рынке в Петербурге. Именно собака помогла точно локализовать место под конструкциями, где находилось тело.
Работа в городе для четвероногих спасателей особенно нелегка: шум, техника, чужие запахи, стресс. Не каждая собака способна такое выдержать, а их подготовка занимает годы.

vk.com/extremum
За двадцать лет работы добровольцы заметили: количество пожаров и ДТП постепенно снижается, а вот число обращений за помощью в лесу остается примерно на одном уровне и сильно зависит от сезона. Есть и положительное изменение. Почти у всех теперь есть телефоны, а это сильно помогает спасать жизни.
«Раньше у нас основная масса заявок была — это люди без связи, которые ушли 3-5 дней назад. То есть площадь поиска уже кратно возрастала. Непонятные вводные, все сильно осложнялось. Сейчас заявки приходят быстро, люди стараются заявить сразу, в первые дни или даже часы, когда они потерялись. Это правильно, потому что лучше сразу же позвонить. Вас могут сориентировать и по телефону спасатели, то есть не обязательно даже выезжать на местность в ряде случаев. И все закончится быстро и благополучно», — говорит Верховодко.
Добровольчество при этом остается сферой, где всегда не хватает людей. В отряде хотели бы увеличить число аттестованных спасателей как минимум на треть. Это нужно, чтобы увереннее справляться с крупными ЧП и сезонным наплывом вызовов.
Фото: Валентин Илюшин/Online47