До недавних пор состояние дорог в России была, пожалуй, одной из самых злободневных тем. Еще в 2025 году вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что «проблема плохих дорог перестает быть актуальной». Причем речь шла не об отдельно взятой Ленобласти, а о стране в целом, хоть и с оговоркой на муниципальный уровень. Тем не менее жалобы от ленинградцев продолжают поступать, а особенно ими пестрят соцсети. Подробнее — в материале Online47.
Головная боль автомобилистов
Нет необходимости объезжать всю Ленинградскую область, чтобы понять, какие трудности чаще всего беспокоят жителей. Для этого достаточно проанализировать комментарии и ветки обсуждений в социальных сетях под злободневными постами, включая группу Online47 в VK. В частности, за последний год среди наиболее устойчивых тем можно выделить четыре ключевых:
1. Гололед и неубранный снег. Пожалуй, самая частая категория жалоб, хоть и актуальна она преимущественно лишь зимой. Но, что важно отметить, зачастую речь идет не о федеральных и не о региональных магистралях первого класса, а о подъездах к деревням и СНТ, внутрипоселковых дорогах и дорогах к социальным объектам — школам, ФАПам, амбулаториям.
Как правило, жители указывают на то, что проезжая часть бывает расчищена «в колее», обочины завалены снегом, а при оттепелях и последующих заморозках образуется плотный лед. В комментариях частенько фигурируют жуткие формулировки вроде «проехать можно только на свой страх и риск» или «разъехаться двум машинам невозможно».

И, надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев претензии вовсе небеспочвенны, но важно учитывать специфику региона. Ленинградская область — один из самых протяженных субъектов Северо-Запада страны, с тысячами километров дорог местного значения. По понятным причинам, приоритет у дорожных служб в сильные снегопады всегда отдается трассам с интенсивным движением и маршрутам общественного транспорта. Второстепенные направления физически не могут убираться одновременно.

2. Ямы и разрушенный асфальт после зимы. То есть то же по большому счету именно сезонное явление, включающее выбоины после схода снега, разрушение кромки проезжей части, просадки асфальта в местах ремонта коммуникаций. Чаще всего люди жалуются на это именно в марте-апреле, когда, так сказать, все что накопилось зимой, выползает из-под снега.
И эти претензии тоже совершенно справедливы, ведь ленинградский климат с его частыми переходами температур через 0 градусов, это серьезный вызов для асфальтового покрытия. Даже качественный ремонт не всегда выдерживает несколько сезонов подряд, а капремонт возможен только в теплый период, поэтому зимой специалисты ограничиваются ямочным ремонтом временными смесями.

3. Колейность и лужи на трассах. Тут вообще отдельный разговор, касающийся в первую очередь дорог с интенсивным движением грузового транспорта. Проблема есть и она объективная, это и ухудшение управляемости на скорости, и риск аквапланирования, и быстрый износ подвески.
Почему вообще возникает? Винить в этом принято большегрузов, доля которых на дорогах области лишь увеличивается. Что с этим можно поделать? Вопрос открытый, ведь больше их становится по той простой причине, что экономика крепнет, а объемы производств растут, и уж этому-то никто противиться не будет, за исключением, разве что псевдоэкоактивистов. Полное устранение возможно только при капитальной реконструкции, а это дорогостоящие и длительные работы.

4. Упавшие деревья и плохой водоотвод. Еще одна заметная категория жалоб, которая, как правило, возникает всплесками после разрушительных штормов и сильных ветров. Речь о поваленных деревьях на проезжей части, затопленных участках дорог и неработающих кюветах.
Зачастую такие сигналы устраняются достаточно оперативно. Задержки чаще всего связаны с удаленностью участка или продолжающейся непогодой. Значительно быстрей последствия устраняют, если неравнодушные граждане не просто жалуются где-то в комментариях, а доводят информацию до нужных служб.

Предупреждение и действия в сложных условиях
Конечно, лучше всего действовать на опережение и сделать правильный выбор еще на старте. Например, если машина еще не приобретена или грядет обновление, можно сделать выбор в пользу модели более подходящего типа. То есть, если обратить внимание на комментарии, то становится очевидной одна закономерность — там, где водитель кроссовера или внедорожника сталкивается с незначительными неудобствами, другие видят серьезное испытание.
Достается особенно владельцам автомобилей с низким клиренсом, которые чаще цепляют снежные валы и ледяные гребни, возникает риск повредить бампер, защиту картера и элементы выхлопной системы, да и повреждения подвески из-за скрытых ям схлопотать становится проще. В зоне риска также автомобили на низкопрофильной резине, ведь жесткие боковины хуже гасят удары, увеличивается риск повреждения дисков на выбоинах, а управляемость на зимней каше и льду снижается быстрее.

Впрочем, все это лишь наблюдения, никто в здравом уме не станет спорить, что дорожные службы должны учитывать требования всех видов транспорта, включая гибриды и электромобили. Тогда как полностью изолировать водителей от таких угроз, как гололед, не могут даже они. В таких случаях автомобилист должен надеяться только на свои знания и навыки.
В случае гололеда специалисты рекомендуют заранее снижать скорость, а не перед поворотом или перекрестком, избегать резких торможений и ускорений, увеличивать дистанцию минимум в 1,5–2 раза, а при заносе не тормозить резко, а плавно выруливать. Базовое требование — переход на зимние шины по сезону.
Если на трассе неубранный снег и снежная каша, то двигаться следует по уже накатанной траектории, стараться не останавливаться в глубокой снежной каше без необходимости, держать ровные обороты, избегая пробуксовки. Не лишним будет возить с собой лопату, трос и перчатки (особенно актуально для жителей удаленных районов).

Что же касается колеи, то не следует жестко держать руль, ведь автомобиль может «вырваться» из колеи. Перестраиваться стоит только при достаточном обзоре и низкой скорости, а на мокром асфальте всегда нужно учитывать риск аквапланирования, какие бы качественные шины не использовались.
Упавшие деревья и препятствия — из другого разряда, когда на свои силы, напротив, лучше не надеяться. Упал ствол на трассу — остановились на безопасном расстоянии, вышли из машины, включили аварийную сигнализацию, сообщили в экстренные службы или в дорожную службу. Тем более не стоит предпринимать каких-то действий самому, если вокруг бушует ветер.
Куда обращаться за помощью
Последний аспект, который автомобилистам нужно иметь в виду, так это то, что жалобы на состояние дорог действительно работают, если они оформлены корректно и направлены по адресу. Для этого следует запомнить, кто отвечает за дороги:
федеральные трассы — подведомственны федеральным дорожным службам;
региональные дороги — комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области и подведомственные ему учреждения;
муниципальные дороги — администрации районов, городских и сельских поселений.

Именно неправильное определение владельца дороги чаще всего приводит к тому, что обращения остаются без быстрого ответа, а гуляют эхом по коридорам каких-то бюджетных учреждений с риском в какой-то момент попросту потеряться в кипе бумаг какого-нибудь загруженного чиновника.
Пожалуй, эффективней всего информацию о состоянии трассы передавать в диспетчерскую службу Управления автомобильных дорог Ленинградской области» (ГКУ «Ленавтодор») по номеру (812) 660-46-47. Если там, как может показаться, действуют недостаточно активно, то следует обратиться в Комитет по дорожному хозяйству Ленобласти. Но это актуально в первую очередь, если речь идет о региональных и федеральных трассах, а иначе нужно обращаться в администрацию соответствующего муниципального образования (в том числе через соцсети).

Кроме того, прежде чем звонить главе 47-го региона на прямую линию, можно попробовать заглянуть в раздел обращений граждан на портале «Госуслуги». Или же, на крайний случай, оставлять жалобы в комментариях на официальных страницах глав администраций или депутатов, чтобы они точно держали руку на пульсе. В случае угрозы безопасности движения — звонить на телефон единой диспетчерской службы 112.
К обращению для оперативного решения вопроса следует приложить фотографии или видео с привязкой к местности, назвать точный адрес или координаты участка, дату и время фиксации проблемы, а также дать краткое описание: ямы, лед, отсутствие уборки, препятствие. Если был поврежден автомобиль, то также справку от ГИБДД (при наличии). Чем точнее и спокойнее будет изложена информация, тем выше шанс быстрого реагирования.

В соцсетях также распространено мнение, будто состояние дорог — это исключительно вопрос финансирования. На практике ситуация гораздо сложнее, включая то, что далеко не все работы можно выполнить буквально сразу же. Кроме того, сказывается нехватка кадров (работа ведется круглосуточно), ограниченные ресурсы техники, непостоянность климата и износ быстрее расчетного, бюрократические и юридические ограничения. Все это важно учитывать, хоть это и не отменяет права жителей требовать безопасные и качественные работы.
Просто, если иметь это ввиду, то куда проще становится вести диалог с властями и подрядчиками в конструктивном ключе, когда есть понимание реальной специфики отрасли. Большинство подрядчиков и муниципальных служб действительно работают в режиме постоянного реагирования, но без обратной связи со стороны жителей даже самая активная работа отчасти ведется вслепую. Корректный диалог с властью и службами — это не конфликт, а нормальный рабочий процесс. И только при нем дороги станут безопаснее и лучше.
Как обстоят дела сегодня
Хоть в российском законодательстве и не установлено каких-то единых для всех регионов сроков очистки автомобильных дорог от снега и гололеда, нормативы и стандарты, которые используются как основание для требований к содержанию дорог все-таки есть. Например, нацстандарт ГОСТ Р 50597-2017, в котором указаны предельные сроки устранения снежно-ледяных образований и «зимней скользкости» в зависимости от категории дороги и интенсивности движения.
Так, в частности, рыхлый снег и наледь должны устранять в течение максимум 4-12 часов после окончания снегопада. Причем для автомагистралей и дорог высокой категории сроки ближе к 4–6 часам, а до 12 часов уже для менее интенсивных трасс. ГОСТ сам по себе хоть и не закон, но его могут включить в договоры об обслуживании дорог, технические регламенты, муниципальные правовые акты и проекты содержания дорог. Тогда соблюдение параметров становится обязательным.

Могут быть также именно муниципальные или региональные нормативные акты. В Ленобласти свои правила тоже существуют, но не как какой-то единый закон. Их указывают в локальных документах, которыми следует интересоваться в органах местного самоуправления. В них также может уточняться последовательность, в которой должны действовать службы. Встречаются и проекты содержания автомобильных дорог (договора на обслуживание), в которых также могут быть прописаны отдельно.
Более того, за нарушение правил грозит административная ответственность, поэтому сомневаться в том, что службы работают в полную силу, не приходится. Подтверждают это и актуальные данные за 2025 год, которые ГБУ «Ленавтодор» подвел буквально на днях. Только в рамках реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» было отремонтировано почти 300 километров дорог и 40 объектов, включая трассы с высокой интенсивностью движения, мосты и досрочно выполненные участки.
Кроме того, в 47-м регионе налажена работа «Снежного штаба», которая направлена на оперативную ликвидацию последствий непогоды. В новогодние праздники уборку в населенных пунктах осуществляли свыше 3 тысяч человек и 1500 единицу спецтехники, а также дворники управляющих компаний. Помимо этого, по всей Ленобласти в режиме реального времени ведется мониторинг с помощью веб-камер, установленных на постах контроля метеоусловий.
Ленинградские дорожники из года в год возводят новые магистрали с опережающими темпами, связывая друг с другом удаленные города и поселки. Касается это и СНТ, на ремонт дорог к которым на этот год в бюджете 47-го региона на 2026-2027 годы выделят порядка 500 млн рублей из бюджета, субсидий должно хватить на приведение в порядок более 60 подъездных дорог к СНТ.
Кроме того, в 2026 году Ленинградская область планирует завершить строительство обходов Мурино в створе Гражданского и Пискаревского проспектов, а также подъезда к транспортно-перегрузочному узлу Кудрово. Всего хотят обновить более 350 километров дорог. И этого, пожалуй, более чем достаточно, чтобы представить масштабы работ, благодаря которым 47-й регион становится с годами лишь комфортней для автомобилистов и жизни в целом.
Фото: Валентин Илюшин/Online47