Вывески на иностранных языках исчезнут в России. С 1 марта 2026 года в стране вступит в силу новый закон. Он предполагает, что все вывески, таблички и названия заведений, организаций в публичных местах должны быть написаны на русском языке. Online47 поговорил с экспертами о том, останутся ли все-таки иностранные названия, в каком виде, и кому теперь придется раскошелиться на новые вывески.
Кого затронут изменения
В начале января спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил комитету по культуре подготовить законопроект о защите русского языка и ограничении использования иностранных слов. 17 июня Госдума приняла инициативу и закон о защите языка подписал президент Владимир Путин.
Закон гласит, что информация, предназначенная для публичного ознакомления потребителей, должна быть выполнена на русском языке. То есть высеки магазинов, парикмахерских, кафе и прочих публичных заведений должны быть написаны на русском языке. Это затронет и жилые комплексы, которые тоже теперь должны будут иметь названия на русском языке.
«Должно стать невозможным использование на вывесках и витринах таких надписей, как «coffee», «fresh», «sale», «shop», «open»,— отмечено в пояснительной записке к проекту.

pxhere.com
То есть, главным образом закон стремится исключить из общественного пространства вывески, вроде sale – вместо «распродажа» или open – вместо «открыто». На работу бизнеса такие таблички никак не влияют, но снижают степень использования русского языка.
Тем не менее, русский будет не единственным разрешенным языком. Использование национальных языков России также будет разрешено. Как объяснил в беседе с Online47 адвокат, член-корреспондент РАЕН Янис Юкша, закон о табличках – логичное дополнение к закону о защите русского языке, который вступил в силу с 1 января 2025 года:
«Туда были внесены изменения и поправки, указывающие на то, что если иностранное слово или выражение можно заменить русским вариантом, аналогом, то в публичном пространстве это необходимо делать. Вдогонку к нему теперь идет закон о вывесках, который также направлен на защиту языка от англицизмов и прочих заимствований. Этот закон также указывает на применение этого в публичных местах. На сегодняшний день, любая вывеска регистрируется. Нельзя просто повесить надпись или поставить баннер. В противном случае, придет соответствующая инспекция, которая оштрафует или попросит все это убрать. Теперь это будет касаться и названий на иностранных языках».

Кроме того, текст можно будет дублировать и на иностранном языке. Но он должен быть менее заметным и оформлен скорее как дополнительный. Такой вариант, к примеру, может быть использован в аэропортах или метро, где есть вывески на иностранных языках для туристов. То, что закон допускает такой вариант написания, подтверждает и адвокат Янис Юкша:
«Компаниям предложат поменять вывески, а написание на английском, к примеру, разрешено будет иметь где-то в углу более мелким шрифтом. То есть дублирование латиницей возможно, но вывески, так или иначе, должны быть переведены на русский».
В любом правиле есть исключения
Вместе с тем, некоторые исключения для вывесок на иностранных языках все-таки останутся. В частности, это коснется:
- фирменные бренды, компаний с юридически зарегистрированным товарным знаком (например, iPhone или Nike);
- знаки обслуживания и фирменные наименования;
- жилые комплексы, введенные в эксплуатацию до вступления закона в силу.

Однако, даже иностранные бренды сегодня при желании могут менять свои названия, отмечает Янис Юкша:
«На сегодняшний день мы имеем случай, когда компания Samsung зарегистрировала свой бренд для написания в кириллице. И оба варианта написания спокойно уживаются. Это значит, что и на бренды можно воздействовать. Главное, чтобы дело не доходило до абсурда, когда требуют перешить бирки на джинсах. Но публичные пространства – аэропорты, торговые центры, транспорт – должны быть заполнены кириллицей».
Пока все, что может грозить владельцам за отсутствие нужной вывески:
- административный штраф;
- предписание на демонтаж вывески;
- риск проверки Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы;
- дополнительные сложности при участии в госзакупках, работе с контрагентами и получении лицензий.

Бизнес волнует другое
Однако, компаний, которые сегодня не имеют зарегистрированного товарного знака, и подпадают под обязательную смену вывесок, не так уж много, рассказал политолог и экономист Александр Дудчак:
«Если компания всерьез и надолго приходит на рынок, то она заинтересована в регистрации своей торговой марки. Бизнес ведет себя очень цивилизованно и каждый переживает о своем будущем. Поэтому все более-менее крупные и серьезные игроки сегодня защищены. Есть, конечно, энтузиасты, которые быстро врываются на рынок и в суматохе не успевают или не могут зарегистрироваться. Но у них пока есть возможность это сделать. Так что не думаю, что новый закон станет серьезной проблемой для бизнеса. Если же кто-то не успеет – это личное горе тех, кто не позаботился о своей компании».
В целом, даже замена вывесок и наименований для большинства компаний не будет сильно затратной, уверен Александр Дудчак. Закон скорее будет направлен на молодые компании, которые еще только заходят на рынок. А «старичков», по словам эксперта, сегодня волнуют совсем другие вопросы:
«Более серьезные задачи и проблемы связаны сегодня с кредитованием, с возможностью получить деньги на развитие под низкий процент. Это сейчас бизнес волнует куда больше. Кроме того, предприниматели понимают, что для роста им нужно повышение покупательской способности у населения, с чем тоже пока есть сложности. Так что переименование сегодня для них не самое страшное. Кроме того, полагаю, это не будет носить массовый характер».
Фото: pxhere.com, Валентин Илюшин/Online47