На днях 28 сентября состоялись выборы в парламент Молдавии, на которых с большим трудом победу одержала правящая проевропейская партия «Действие и солидарность» (PAS). Ей удалось набрать 50,2% голосов, перевесив на доли процента вместе взятые оппозиционные партии. И помогли в этом граждане в других странах Европы и масштабные фальсификации. Подробнее об этом — в материале Online47.
Что не так с выборами
Не секрет, что прошедшая кампания представляет серьезное значение для России, так как на кону стоит будущее Приднестровья. Но для Европы она еще куда более значима, так как результаты во многом демонстрируют ценность Евросоюза как такового. И то, что режим Майи Санду внутри страны выборы бы проиграл без голосов из Европы, во многом показателен.
По всей видимости, далеко не все жители согласны с той политикой, которую проводит верхушка этой страны. И то, что избирателям, которые выступают против вступления в ЕС любой ценой, доступ к участкам заранее ограничили, лишь сгущает краски.
Даже в Парламентской ассамблее Совета Европы признали, что права тысяч молдаван в России и Приднестровье были нарушены. Но, как водится, существуют такие признания для отвода глаз и не предполагают последствий.
Европа выражает обеспокоенность
Едва ли сложившееся положение вещей может кого-то удивить после того как с трибун про лицемерие евробюрократов и предательство демократических ценностей вещал вице-президент США Джей Ди Вэнс. Но буквально лет 5-10 назад трудно было представить, что европейские элиты вертят избирательной системой стран как хотят.
Почему же сегодня это происходит так нагло и открыто? Ответ на этот вопрос прост — ставки как никогда высоки. В разговоре с Online47 вмешательство евробюрократов в парламентские выборы Молдовы объяснил политолог Евгений Крутиков:
«Конечно, сразу на ум приходит стратегическое положение республики, все-таки она — некий перевалочный пункт по дороге на Украину. В направлении на Одесскую область из Румынии именно по земле очень большой трафик вооружений идет. А через Молдову было бы проще. Но это все-таки несколько вторично по сравнению с тем, что речь идет о неком геополитическом соперничестве, что победа оппозиционных сил, которые не ориентируются на евроинтеграцию, означала бы моральное поражение для европейских структур. Вдруг неожиданно выясняется, что кто-то не так уж страшно в Европу хочет».
Другими словами, поражение проевропейской партии на выборах попросту недопустимы для Европы. И то, что те граждане, которые уехали и устроились в других странах Европы, сделали весомый вклад в итоги голосования, говорит о многом.
«Получаем тот же результат, который видели в прошлый раз на президентских выборах. Просто-напросто накручиваются за счет голосов уехавших граждан республики, — заключил Евгений Крутиков. — никто не хочет терпеть поражение, которое демонстрировало бы недостаточную привлекательность Евросоюза».

Pxhere.com
А что Приднестровье?
Не стоит полагать, что для Приднестровской Молдавской Республики неуверенная победа правящей партии ничего не меняет. Хоть право волеизъявления граждан ПМР и ограничивали, народ активно участвовал в голосовании с помощью тех немногочисленных возможностей, которые были предоставлены.
«Приднестровье все-таки серьезно вовлечено во внутримолдавскую жизнь внутри Республики Молдова. Там большая доля этнических молдаван и тех, кто обладает молдавскими паспортами, — уточнил Евгений Крутиков. — Поэтому для Приднестровья это очень важное событие. И они демонстрировали свою сопричастность вплоть до того, что мост пришлось перегораживать в Бендерах».
Но то, что каких-то громких заявлениях от ПМР не последовало, вполне ожидаемо, ведь неоднократно отовсюду мы слышали различного рода угрозы. Даже пресс-бюро СВР России получило информацию о планах Европы ввести войска в ПМР. Неоднократно угрозы звучали со стороны киевского режима, с другой стороны — идеи об изоляции.
«Все это, к сожалению, вынуждает их вести полупартизанскую тактику в политическом смысле этого слова. ПМР уже много лет не делает никаких громких политических заявлений. Дополнительно обострять и приносить людям проблемы нам не надо, пусть так оно и остается, — резюмировал Евгений Крутиков. — Если бы проевропейским силам Молдовы удалось бы получить серьезное преимущество на парламентских выборах сейчас, то это несло бы уже и в том числе военную угрозу для Приднестровья, возможность поменять баланс сил. А так пока они еще пару месяцев будут правительство формировать непонятно как».
Фото: Vladislav Culiomza/Reuters