С нового учебного года российские школы ждут масштабные изменения, которые затронут учеников, учителей и родителей. Нововведения обещают сделать образовательный процесс более структурированным, сбалансированным и ориентированным на здоровье детей. От синхронизации учебных программ до возвращения оценок за поведение — реформы направлены на повышение качества образования и снижение нагрузки на всех участников процесса. Подробнее об этом — в материале Online47.

Единые стандарты и синхронизация учебного процесса
С сентября 2025 года в российских школах начнется внедрение единых стандартов обучения. Это нововведение предполагает использование поурочного планирования, которое предоставит учителям готовые программы с четким регламентом содержания и объема занятий для каждого класса. Такой подход направлен на унификацию образовательного процесса, чтобы школьники по всей стране изучали предметы в одинаковом объеме и последовательности.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул важность данной реформы:
«Учитель будет полностью вооружен соответствующими программами. И фактически вводятся единые требования по изучению в том или ином классе того или иного предмета, тех или иных тем и сколько часов отводится».
Это позволит синхронизировать учебный процесс с требованиями ОГЭ и ЕГЭ, где по каждому предмету будет четко прописан перечень задач для итоговых экзаменов.
Школы сохранят возможность адаптировать программы под свои особенности, но только в рамках утвержденных федеральных стандартов. Это новшество облегчит переход учеников из одной школы в другую, позволяя им быстро вливаться в учебный процесс без необходимости наверстывать материал.
Кроме того, будет строго регламентировано количество контрольных и проверочных работ: их доля не должна превышать 10% от общего числа уроков по предмету. Например, в 5-м классе на русский язык отводится 170 часов в год, из которых не более 17 часов могут быть использованы для проверочных мероприятий.
«Ключевая задача единого расписания — соответствие СанПиН, минимизация перегрузки, учет биоритмов школьников и равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели. Это важный шаг к здоровью, успешному обучению и гармоничному развитию наших детей», — отмечается в сообщении Минпросвещения РФ.

Контроль нагрузки и забота о здоровье школьников
Одним из приоритетных направлений реформы станет контроль за объемом домашних заданий, особенно для младших школьников. С нового учебного года вводятся строгие нормы времени, которое дети должны тратить на выполнение домашних заданий: первоклассники — не более часа, ученики 2-3-х классов — до полутора часов, а четвероклассники — максимум два часа. Ответственность за соблюдение этих норм возложена на администрации школ.
Учителям предписано более тщательно планировать задания, особенно объемные, такие как рефераты или заучивание стихов, предоставляя ученикам достаточно времени для их выполнения. Нововведение направлено на снижение стресса и перегрузки, которые часто испытывают школьники.
Кроме того, вводятся четкие критерии оценки успешности освоения программ, которые позволят унифицировать процедуры проверки знаний на федеральном и региональном уровнях. Это обеспечит более объективный подход к оценке знаний и поможет избежать ситуаций, когда ученики сталкиваются с непредсказуемыми заданиями на экзаменах.

Углубленное изучение истории и пересмотр обществознания
С нового учебного года в российских школах значительно увеличится время, отведенное на изучение истории. Если раньше в 5-8-х классах на этот предмет выделялось 340 часов за четыре года, то теперь общее количество часов вырастет до 476, то есть по три урока в неделю. Дополнительное время будет посвящено модулю «История нашего края», который появится в 5-7-х классах. Например, в 5-м классе на всеобщую историю отводится 68 часов, а на историю края — 34 часа. В 6-7-х классах распределение часов также включает акцент на региональную историю.
С 1 сентября 2026 года увеличение часов на историю затронет и 8-9-е классы. Восьмиклассникам на всеобщую историю выделят 34 часа, а на историю России — 68 часов. Девятиклассникам — 23 и 45 часов соответственно. Изучение истории будет основано на новой единой линейке учебников, разработанных под руководством Владимира Мединского, Анатолия Торкунова и Александра Чубарьяна.
«Новый учебник — открытый, современный. Он интегрирует отечественную историю во всеобщую. Мы бы хотели, чтобы учебник читался легко, чтобы родителям было интересно изучать его вместе с детьми», — рассказал Владимир Мединский.
В то же время изучение обществознания будет сокращено. С нового учебного года этот предмет исчезнет из расписания 6-7-х классов, а с сентября 2026 года его будут преподавать только в 9-11-х классах. Для старших классов разрабатываются новые учебники с акцентом на практико-ориентированную подачу материала.
Возвращение оценок за поведение и поддержка учителей
Еще одним значимым нововведением станет пилотный проект по введению оценок за поведение, который стартует в семи регионах России. В 84 школах Ленинградской, Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чечни и Мордовии ученикам 1-8-х классов будут выставлять оценки за поведение.
Оценки будут ставить классные руководители с учетом мнения коллег и администрации школы. На старшеклассников инициатива распространяться не будет, чтобы не создавать дополнительного стресса перед экзаменами.
Школы смогут выбирать между тремя системами оценивания: пятибалльной, зачетной («зачет»/«незачет») или трехбалльной («образцовое», «допустимое», «недопустимое»). Как отмечает Минпросвещения, «главной задачей оценок поведения, практика выставления которых положительно зарекомендовала себя в советское время, служит укрепление сознательной дисциплины обучающихся». Планируется, что с 1 января 2026 года эта практика распространится на все школы России.
Кроме того, с сентября вступает в силу обновленный ГОСТ школьной формы, представленный Минпросвещения, который направлен на повышение качества, безопасности и комфорта одежды, а также на снятие социального неравенства между учениками. При этом школы сохраняют право самостоятельно определять внешний вид формы с учетом мнения родителей и учащихся.

Пресс-служба Роскачества
Реформы затронут и учителей. Введение единого расписания позволит точнее контролировать их нагрузку, которая не должна превышать 36 часов в неделю, включая 25 часов на уроки и 11 часов на подготовку и другие обязанности.
Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что средняя нагрузка педагогов должна составлять не более 1,4 ставки, а также подчеркнул необходимость повышения зарплат учителей. С сентября 2025 года в Удмуртии, Владимирской и Сахалинской областях начнется апробация новой системы оплаты труда, где 70% зарплаты составит базовая часть, а 30% — стимулирующие выплаты.
Кроме того, с нового учебного года учителя смогут проходить курсы повышения квалификации только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, что обеспечит более высокий уровень профессиональной подготовки. Эти изменения направлены на поддержку педагогов и повышение качества их работы.
Фото: Валентин Илюшин/Online47