Яркое шоу слияния будущего с прошлым: каким будет фестиваль «Ночь света» в 2025 году

Фото: t.me / lightnightsfestival

Гостей музея-заповедника «Гатчина» будут удивлять необычными коллаборациями талантливых художников, атмосферными представлениями и историческими отсылками

VII международный фестиваль светового и медиаискусства «Ночь света» состоится в Гатчинском парке с 28 по 30 августа. В рамках пресс-конференции ТАСС организаторы и участники рассказали о программе мероприятия, его концепции, истории. Подробнее о том, что ждать гостям от одного из ключевых событий летнего сезона в музее-заповеднике «Гатчина» — в материале Online47.

История и современное искусство

Международный фестиваль проходит уже не первый год и до сих пор его организаторам удавалось соответствовать избранной концепции, а именно, быть не просто развлекательным событием, а представлять современное искусство.

По словам заместителя директора по экскурсионно-просветительской деятельности Государственного музея-заповедника «Гатчина» Ольги Писаревой, выбор этот, хоть и не прост, можно считать успешным, о чем свидетельствует рост посещаемости.

«Это действительно очень востребовано, это любимо. У него есть своя собственная аудитория, которая сложилась за эти годы. В этом году фестиваль как никогда опирается на историю Гатчины. Предстоящее шоу можно назвать интерпретацией истории Гатчины и Гатчинского дворцового паркового ансамбля, — отметила Ольга Писарева. — Настолько многообещающая программа у фестиваля, что даже немножко страшно, потому что есть определенный вызов, нужно ведь каждый год предлагать что-то, что заставит людей говорить о том, что в этот раз было лучше. Потому что многие с ностальгией вспоминают прошлые мероприятия».

t.me / lightnightsfestival

В свою очередь директор фестиваля Ольга Аршанская уточнила, что еще в прошлом году специалисты начали исследовать вместе с художниками Гатчину, музей, дворец, город, парк. Ведь в программе есть международный конкурс световых инсталляций, медиаарта и видеомэппинга, который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

«И благодаря этой грантовой поддержке мы набрали больше сотни участников, а заявок было порядка 200. Мы долго мучились и в итоге выбрали большую команду совершенно разных людей из разных городов и стран, включая Китай, Италию, Испанию и Тунис, — рассказала Ольга Аршанская. — И вместе с этими людьми мы прошли длинный путь. У нас были лекции по истории Гатчины, была большая исследовательская работа, результатом которой будут 20 проектов на мероприятии».

t.me / lightnightsfestival

На фестивале гостей также ждет основная программа, в рамках которой художники, в том числе набранные по опен-коллу, продемонстрируют свои таланты. Еще предусмотрена специальная программа, в которой организаторы собрали проекты, коллаборации, вступая в дружбу с какими-либо институциями. Например, зрителей удивят проектами, созданными с Новой сценой Александринского театра, Высшей школой экономики и школой дизайна.

«В рамках таких проектов объединяются наши ресурсы творческие, организационные, мы придумываем что-то вместе. И обычно получается что-то неожиданное, классное, потому что фестиваль — это уникальная площадка для презентации чего-то нового, — заключила Ольга Аршанская. — Кроме того, не стоит забывать, что мы отличаемся от других фестивалей медиа-искусства тем, что работаем со сферой светового дизайна, пространство парка благодатно для этого».

От светового хоровода до ядерного реактора

Приоткрыть завесу тайны о том, какое все-таки зрелище ждет гостей в этом году, помогла куратор фестиваля Ирина Сафонова, поделившись подробностями об одно из проектов-участников фестиваля.

«Один из тайных проектов, о которых нельзя говорить и который я создаю в команде из трех человек, называется «Гатчинские словеса». Мы создаем большой проект, говорят, что такого еще не было. Потому что он состоит из 12-ти текстовых инсталляций, они будут разбросаны по всему парку, — отметила Ирина Сафонова. — Мы постарались представить Гатчину в виде некоего огромного живого существа, которое, по сути, является суммой всего, что происходило на этой земле и в жизни всех, кто там когда-либо что-либо делал. Нам захотелось, чтобы у этого существа появился голос, чтобы существо заговорило на языке, который понятен нам, людям на фестивале».

В результате в рамках лаборатории команда исследовала разные архивные документы, включая камер-фурьерский журнал, дневники хранителей музея, подборки гатчинских газет начала XX века. Из всего этого получился очень интересный материал, подборка текстов, которые распределены по территории парка.

t.me / lightnightsfestival

Еще один проект представила мультимедиа-дизайнер, специалист по созданию иммерсивного медиаконтента Алиса Ерина. Речь об инсталляции под названием «Хоровод», авторы которой изучили и показали, как прошлое перетекает в настоящее

«Как они взаимосвязаны с друг другом и как одно влияет на другое, — объяснила Алиса Ерина. — Для образа прошлого мы взяли коллективный танец-ритуал-игру. На него нас вдохновили хоровод, таинственная атмосфера парка и фрески, которые мы увидели во дворце, наполненные мифическими сюжетами о прекрасных нимфах. В качестве образа будущего мы взяли такую точку, которая очень важна для города, а именно, ядерный реактор ПИК».

Фото: t.me / lightnightsfestival