«Революция зумеров» в Непале: как запрет соцсетей за считанные дни привел к госперевороту

Фото: prt scr TACC

Хронология событий, предварительные итоги и мнение политолога о главных выгодополучателей

Как запрет социальных сетей может привести к свержению власти всего за несколько дней? В качестве наглядного примера теперь можно приводить Непал, где уже на следующий день после абсурдного решения начались митинги, а к 10 сентября недовольное население добилось ухода главы правительства. В мировых СМИ события в небольшой стране между Индией и Китаем назвали Gen Z‑Revolution или «Революцией зумеров». Подробнее об этом — в материале Online47.

Хронология событий

Тем, кто прежде не интересовался внутренней политикой Непала, следует знать, что монархия в этой стране была упразднена лишь в 2008 году. В результате государство погрузилось в хроническую политическую нестабильность: за 17 лет сменилось более 13 правительств. В начале 2025 года протестные движения усилились, включая монархистские инициативы с призывами к восстановлению королевства и критикой действующего правительства.

Другими словами, и до событий сентября 2025 года население этой страны нельзя было назвать ярыми сторонниками действующей власти. Тем не менее, никто не мог ожидать, что изменения произойдет так молниеносно. А начало всему положило объявление правительства Непала 4 сентября о запрете в стране около 26 популярных социальных платформ, включая YouTube, X, Reddit, LinkedIn, а также платформ корпорации Meta (признана экстремистской и запрещена в России) — WhatsApp, Facebook и Instagram.

Уже на следующий день по всей стране вспыхнули акции протеста, представленные преимущественно молодым поколением людей — поколением Z («зумеры», рожденные в период с 1997 по 2010 годы). Участники протестной волны вышли с требованиями отмены запрета, борьбы с коррупцией и политического обновления.

К 8 сентября протесты достигли своего апогея, начались серьезные столкновения с полицией, в ход пошло применение слезоточивого газа и водометов. После первых жертв стало известно, что в отставку решил подать министр внутренних дел Рамеш Лекхак.

Естественно, это ни на что не повлияло, и на следующий день число погибших лишь увеличилось, а протесты переросли в насилие, министра финансов загнали в реку и начали избивать, были подожжены государственные здания, парламент и офисы СМИ.

На улицах столицы — Катманду воцарился настоящий хаос, правительство объявило о разблокировке соцсетей в стране, а премьер-министр Шарма Оли ушел в отставку. На его место в запрещенной в РФ соцсети массово стали приглашать мэра Катманду — рэпера Балендре Шаху, ставшего легендой среди молодежи, записывая песни о непростой жизни.

Накануне, 10 сентября, армия ввела в стране комендантский час и начала патрулировать Катманду. Несмотря на военное присутствие, протесты продолжились. Протестующие потребовали назначить в качестве врио премьер-министра Непала экс-председатель Верховного суда Сушила Карки. Уговаривать последнюю долго не пришлось.

Днем 11 сентября стало известно, что не все протестующие согласны с таким поворотом событий, назначение Сушила Карки под вопросом. Между тем число пострадавших в протестах достигло 1033 человека, погибших — около 30.

Внешнее влияние или

В действительности никто не станет спорить с тем, что главной причиной прошедших митингов стал именно неоднозначный ход правительства с запретом социальных сетей. Это подтвердил и Саид Гафуров, член центрального совета независимого профсоюза «Новый труд», доцент кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ.

В разговоре с Online47 эксперт подчеркнул, что власти поступили крайне самонадеянно, пытаясь путем запрета заставить незарегистрированные толком в Непале соцсести сотрудничать с налоговыми органами.

«В Непале очень высокая доля молодого населения, чуть ли не половина молодежи. И высокая безработица. Для граждан цифровые платформы стали важнейшим источником заработка, — отметил Саид Гафуров. — И это власти не учли или, наоборот, слишком хорошо учли и решили обеспечить себе приличные налоговые поступления. Вот люди и вышли на улицы, ведь им фактически перекрыли источник заработка».

Но, разумеется, добавил спикер, интересанты есть как внутри страны, так и вне — в России таких товарищей обычно олицетворяет Сорос и иже с ним. Но дело не в конкретных личностях, те же индийцы много раз показывали, что прекрасно владеют этими политическими технологиями.

Не пропустите

Но степень внешнего влияния определить можно будет уже после формирования кабмина и исходя из дальнейшей его политики. Первая в списке подозреваемых — Индия. В любом случае, важно понимать, что, например, Индия – это федерация, поэтому подобные вещи вовсе не обязательно исходят конкретно от Дели. Да и в целом есть очень много нюансов и тонкостей подобного толка.

«Но скорее всего, я думаю, был своего рода бланкизм. При этом были уже организационные механизмы через интернет. То есть, когда они смогли быстро-быстро сформироваться и самоорганизоваться, это явно указывает на то, что некая подготовка имела место, следовательно, людей для этого натаскивали, — заметил Саид Гафуров. — Но сам повод оказался случайным, никто не был готов к настолько ошибочному решению — ударить по системе платформенной занятости, доходов, экономики. В результате оппозиция устранила министров, выбила премьера, теперь есть шанс организовать партию для участия в выборах. Политические перемены неизбежны, но я думаю, что все-таки непальцы народ умный, и они все-таки выберут реализовать их путем выборов».


Филатов Степан

Фото: prt scr TACC