ИКАО могут смягчить санкции, но на своих условиях: эксперт Масленников о ситуации в российской авиации

Фото: pxhere.com

Россия призывает Запад смягчить ограничения для авиаотрасли из-за дефицита запчастей и связанных с этим рисков

Россия призвала Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) смягчить санкции против авиаотрасли, сообщает Reuters. Европейские страны ввели ограничения для авиа отрасли еще в 2022 году. Помимо полетов над 37 странами, России также запретили закупку иностранных самолетов и запчастей для них. Сейчас детали для Airbus и Boeing страна ищет обходными путями. Однако, дефицит критически важных деталей грозит тем, что полеты могут стать небезопасными.

Российская авиа отрасль сейчас действительно находится в сложном положении, подтвердил в беседе с Online47 Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития. Основная проблема – стареющий парк самолетов:

«В этом и следующем году компании еще смогут летать в обычном режиме. Но дальше необходимо будет вводить новые воздушные судна. Программа по обновлению авиапарка у правительства есть, объединенная авиастроительная компания работает, в проектах технологического суверенитета эти задачи тоже отмечены. То есть проблемы понятны, сложность только в сроках: сейчас даты поставок самолетов отечественным компаниям несколько сдвинуты, что и создает напряженность с запчастями. Авиакомпании стараются продержаться до момента, когда все выдвигаемые программы заработают, но до этого момента им нужно как-то летать».

При определенном прогрессе в геополитической ситуации, сроки обновления парка могут ускориться, отмечает экономист. Тем не менее, даже в этом случае потребуется время.

«Кроме этого, есть еще одна проблема – несоответствие отечественного авиационного топлива международным климатическим стандартам, которые предполагают снижение вредных выбросов в атмосферу. Здесь далеко не все виды нашего топлива в эти нормативы укладываются. Поэтому есть вариант, что ИКАО согласятся смягчить санкции, но потребуют соответствия этим международным стандартам по качеству. А это сложно. При таких условиях где-то мы продолжим летать по международным линиям, но некоторым компаниям придется отказываться от полетов».

Вместе с тем, есть риск, что Европа, видя потребность российских авиакомпаний в запчастях, ужесточит меры против отрасли и продолжит давить на Россию, предупреждает Никита Масленников:

«В 19-й пакет санкций ничего подобного не включили, но есть риски, что Европа решит ужесточить меры, видя запрос российских компаний. Особенно критичным может оказаться все, что касается цифровизации авиаотрасли. Кроме того, новые сложности могут вызвать ограничения на параллельный импорт для тех, кто еще помогает российской экономике. В таком случае, вероятно, придется искать новых поставщиков в лице стран БРИКС и СОШ».

Фото: pxhere.com