Экономический кризис в Финляндии продолжает набирать обороты. Только с января по март текущего года свою деятельность в стране прекратила 21,4 тысяча предприятий, отмечают в Министерстве занятости и экономики Финляндии. А в августе Финляндия насчитывала 267 тысяч безработных, что на 53 тысячи больше, чем год назад. Сократилось и число вакансий: во втором квартале 2025 года их число упало на 38% по сравнению с прошлым годом. Такие показатели в стране впервые с 2009 года.
Сильнее всего экономический кризис заметен в странах Европы, которые граничат с Россией и вынуждены отказываться от деловых связей с ней. Особенно фатальным это становится для Финляндии, которая лишается не только бизнес-связей с Россией, но и теряет своего основного туриста и покупателя. Те страны, у кого товарооборот с Россией был меньше, экономический кризис ощущают не так остро. Более того, страны ЕС продолжают закупать жизненно важные материалы из России.

Например, Европа по-прежнему закупает российский никель для развития собственной оборонки. Этим возмущены финские европарламентарии. По их словам, в ЕС хотят отрезать России возможность развивать военную экономику, но в то же время сами ее спонсируют.
Тем не менее, на отношениях правительства Финляндии и остального ЕС этот кризис никак не отразится, отмечает эксперт по геополитике Константин Соколов. Финны подчинены интересам Европы:
«Отношения и дальше будут складываться в ключе полной подчиненности Финляндии интересам Европы, даже на невыгодных для себя условиях. Они уже это продемонстрировали вступлением в НАТО. Снижение уровня жизни продолжится, и недовольство населения будет расти. Финляндия довольно небольшая по плотности населения страна, поэтому все недовольства прорываются на поверхность гораздо быстрее, чем в любом другом европейском государстве».

Для того, чтобы недовольная социальная группа могла повлиять на политику внутри своей страны, необходима дееспособная общественная сила. Тем не менее, отмечает Константин Соколов, пока таких мощных партий или движений в стране не наблюдается:
«Это небольшая страна со сложностями, возникшими в экономике. Не видно, кто бы сейчас мог кардинально повлиять на ситуацию в стране. Поэтому никаких предпосылок к цветной революции сейчас точно нет».
Несмотря на это, в Европе сейчас формируется новый социальный тренд – на неудовлетворенность политикой. Пока государства вписаны в общую финансовую структуру и не готовы отступать от антироссийской повестки, в европейском обществе растет запрос на нормальную жизнь и устойчивую экономику:
«В разных странах Европы формируются достаточно серьезные социальные группы населения, недовольные текущей политикой. Вполне возможно формирование интернациональных союзов, но не между правительствами, а между общественными движениями разных стран. Этот процесс, на мой взгляд, сейчас и будет происходить в Европе. Смогут ли эти формирования повлиять на реальную политику, пока сложно сказать. Это будет зависеть от того, какую силу они обретут, и какое противодействие им будет оказано».
Фото: pxhere.com