Утечка данных и дипфейки: что в цифровых сервисах по-настоящему пугает миллионы россиян

Фото: Pxhere.com

Согласно результатам всероссийского опроса, граждане больше всего переживают за кибербезопасность и приватность

Первый рейтинг цифровых страхов россиян представили специалисты на пресс-конференции ТАСС накануне, 7 октября. Кроме того, в рамках мероприятия эксперты обсудили, какие страхи породил технологический прогресс в российском обществе, какие из них имеют под собой основания, а какие – мифы и предубеждения. Все самое главное в материале Online47.

Что за опрос вообще

Как сразу отметили участники мероприятия — это первый подход к индексированию цифрофобий россиян. Его реализовали путем проведения опроса по телефону среди 1,6 тысячи совершеннолетних респондентов в разных регионах страны. Классический подход ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения).

prt scr TACC

Что же касается самого индекса, то в нем указаны не доли, как это принято, а пункты в границах шкалы от -100 до +100. И строится он на основе вопроса: «Как вы оцениваете вероятность появления следующих проблем в вашей жизни (с дальнейшим перечислением)». Проще говоря, чем выше значение индекса, тем более вероятным кажется россиянам наступление той или иной проблемы.

Реальные угрозы и фобии

Как показал опрос, первое место в нем занимают вопросы, связанные с кибербезопасностью и приватностью (37 п.), но также людей настораживают правовые риски (26 п.), надежность цифровой инфраструктуры (23 п.), социально-экономические последствия (15 п.) и глобальные системные риски.

prt scr TACC

По словам директора департамента социсследований и консалтинга Аналитического центра ВЦИОМ Андрея Даудриха, в случае с правовыми рисками особенно ярко видно, насколько ниже индекс у представителей старшего поколения (люди 1947-1968 годов рождения).

Разница объясняется тем, что эта группа респондентов меньше других взаимодействует с цифровой средой и, вероятно, поэтому больше уверена в том, что защищена от попадания в такую ситуацию.

«Третьим блоком идет надежность цифровой инфраструктуры, куда мы включали зависимость от стабильной работы интернета и цифровых платформ. И далее видим, что с большим отрывом идут блоки «социально-экономические последствия» и «глобальные системные риски». Туда мы включили использование искусственного интеллекта (ИИ) для оценки людей по их поведению, выход из под контроля и тому подобное».

prt scr TACC

Что же касается непосредственно цифровых фобий, то их специалисты тоже разбили на несколько групп. Первая — топ-5 из красной зоны, куда включены лидеры:

51 п. «утечка или похищение персональных данных» (51 п.);
41 п. «распространение фейковых новостей, риск не суметь отличить правду от вымысла»;
38 п. «зависимость от стабильной работы интернета и цифровых платформ»;
36 п. «взлом гаджетов, которые подключаются к интернету»;
35 п. «превышение полномочий коммерческими компаниями на сбор данных».

prt scr TACC

Также спикер представил таблицы с пунктами, относящимися к среднему и низкому уровням тревоги. В него вошли, в частности, «психологическое зависимость от гаджетов, интернета и соцсетей» (32 п.), «ограничение свободы слова через регулирование цифрового контента» (26 п.) и «превышение полномочий со стороны государства на сбор данных» (25 п.).

prt scr TACC

В таблице с низким уровнем тревоги оказались включены и такие угрозы, которые сегодня оценивают ниже среднего, включая «выход искусственного интеллекта из под контроля человека» (-10 п).

«Говорит это о том, что люди, конечно, может и опасаются этого, но это за пределами личных ситуативных проблематик текущего дня, — подытожил Андрей Даудрих. — Мол, конечно, наверняка когда-то случится, но вот явно не сегодня. Про далекую перспективу, а не про меня лично, не про здесь и сейчас».

prt scr TACC

Законы, запреты и меры предосторожности

Даже самый защищенный сервер можно взломать если не напрямую, то через вспомогательное ПО. Так прокомментировал обоснованность страха граждан, касающегося кибербезопасности, первый зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Антон Горелкин:

«Взлом гаджетов и фейки тоже ненадуманные страхи. Мы не можем полностью контролировать распространение информации в глобальной сети, по моему, это очевидно. Единственный рецепт (защиты) — формирование в себе критического мышления. Честно говоря, других каких-то технологических способов решить эту проблему я не вижу».

prt scr TACC

Что же касается пункта «превышение полномочий со стороны государства на сбор данных», как уточнил спикер, это очевидная тенденция. Ведь он как депутат лично сталкивался с ситуациями, когда в сети перевирали смысл его инициативы и активно разгоняли фейки.

«А тот, кто опровергает фейки, он в любом случае находится в позиции догоняющего, — объяснил Антон Горелкин. — Как законодатель могу сказать, что все действия государства, они сегодня обусловлены и понятны, для чего и что мы делаем и в силу международной ситуации, и в целом того, что мы планируем построить безопасную цифровую среду. Нам должно быть в ней также безопасно, как и в оффлайн среде».

В свою очередь заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор РАН Тимофей Нестик указал на то, что при всем своем технологическом оптимизме, который характерен для развивающихся экономик, россияне все равно остаются социальными пессимистами. Многие верят, что технологии сделают общество лучше, но лишь четверть считает, что большинству можно доверять и только порядка 40% верит в то, что дети будут жить лучше них.

«Все это подстегивает веру в то, что с использованием цифровых технологий можно как-то нивелировать человеческую субъективность и подменить плохо работающие социальные институты, — заявил Тимофей Нестик. — Эта вера провоцирует форсированное внедрение цифровых технологий, в том числе нужных, но без обсуждения с обществом. Но они нужны, чтобы приручить новую технологию, чтобы сделать ее действительно улучшающей наши отношения, а не только повышающей нашу производительность».

prt scr TACC

Иначе развитие и внедрение технологий в общество подстегивает цифровые страхи, природа которых связана с двумя вещами — потерей субъектности и недоверием к людям (разработчикам и другим пользователям). И с этими показателями нужно работать.

Как объяснил зампредседателя наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Антон Данилов-Данильян,в организации фиксируют самые разнообразные страхи, которые есть и у самих цифровых платформ:

«Мы всецело поддерживаем разработку заготовок некоторых нормативно-правовых решений, которые не пускаются в жизнь, не утверждаются и не подписываются, а существуют на всякий случай. Такой подход позволяет понимать, когда та или иная фобия превращается из опасений в реальность».

prt scr TACC

Потеря профессий и восстание машин

Подробнее о том, чего боятся сами IT-разработчики, рассказал председатель координационного совета ассоциаций МСП в сфере ИИ Сергей Вотяков. На первом месте оказалась потеря контроля над продвинутыми ИИ-системами.

«Но на самом деле решение есть, — уточнил он сразу. — Просто не отдавать все машине с помощью специальных технологий».

prt scr TACC

Второе место занял страх перед дестабилизацией рынка труда. Как отметил эксперт, работу потеряют многие и это совершенно очевидно, но важно помнить историю.

«Появление новых технологий почти всегда дает новые рабочие места еще большему количеству людей, — добавил он. — Но нужно успеть перестроиться».

На третьем месте оказались дезинформация и дипфейки, которые спикер счел настоящей проблемой, которую пока остается решать разве что разработкой особенно жестких наказаний. Четвертая строчка — усиление предвзятости и несправедливости в автоматизированных системах (красочный пример — «Меха-Гитлер» Илона Маска).

«То есть машины, они учатся у людей, и они берут от нас не только хорошее, но и плохое, — объяснил Сергей Вотяков. — На самом деле, это тоже решается с помощью разметки данных».

Замкнул пятерку страх непредсказуемости необъяснимых сложных моделей, когда человек не сможет понять и разобраться в том, что он сам создал.

Сегодня многие действительно не могут понять, точнее попросту не успевают этого сделать в силу того, что людям дают мало времени на адаптацию. В этом убежден футуролог, эксперт в области цифровых инноваций, технологических трендов и информационной безопасности Руслан Юсуфов:

«Любая продвинутая технология неотличима от магии, тогда как у нас значительная часть населения привержена магическому мышлению и обращается к звездам или к специалистам гадания на кофейной гуще для прогнозирования чего-либо, — напомнил спикер. — Из всего сказанного два вывода: либо мы в какой-то момент ради безопасности уйдем из цифры по примеру амишей; либо среда кардинально изменится, ведь мы уже не большинство в интернете, большинство трафика создается и потребляется ботами».

prt scr TACC

В завершении пресс-конференции спикер поделился достаточно мрачным видением будущего, в котором люди окончательно перестанут доверять созданным институтам. По его мнению, раскол в потреблении контента приведет к созданию нескольких видов человеческих общежитий.

Под каждого жильца будут создавать уникальный контент, включая интерпретацию происходящего в мире. Тогда люди даже сидя за одним столом из-за недоверия не смогут иметь друг с другом дела.

Не пропустите

Но остановить прогресс в любом случае не представляется возможным, поэтому нам — людям, какими бы ни были наши страхи, остается разве что внимательней относиться к тому контенту, который мы потребляем.

Фото: Pxhere.com