В России до 1 декабря отсрочили повышение утильсбора на автомобили. Новый расчет сбора для легковых авто должен был вступить в силу 1 ноября. Это вызвало огромный ажиотаж спроса – люди пытались успеть оформить автомобили по старым, более выгодным условиям. В результате, на пограничных пунктах, через которые проходили купленные авто, образовались многодневные очереди.
Главной причиной такого ажиотажа стало то, что для многих авто утильсбор вырастет в сотни раз. Например, для Toyota RAV4 стоимость увеличится с 3,4 тысяч рублей до 1,9 млн рублей, а для Skoda Kadiaq с 3,4 тысяч до 750 тысяч рублей.
Согласно нововведениям, базовая ставка утильсбора в России будет теперь зависеть от типа и объема двигателя. Чем они больше, тем выше коэффициент налога. Льготный коэффициент сохранится только для частных лиц, которые ввозят для себя иномарку с двигателем мощностью до 160 лошадиных сил.

Отмены утильсбора ждать не нужно
Дать людям время на подготовку к вводимым изменениям – правильное решение, отметил в беседе с Online47 автоэксперт Петр Баканов. По его словам, ажиотаж на покупку машин начался еще в августе, а разговоры о повышении утильсбора лишь разгоняли его:
«Люди любят до последнего откладывать деньги, и покупать все в последний момент. Соответственно те, кто откладывал на машину, увидев новости о повышении, решили, что нужно срочно потратить деньги. В результате, паника привела к тому, что на границах, как со стороны Китая, так и на российской таможне, скопились автовозы. Таможня просто не справлялась с таким наплывом. В результате, увеличились и сроки ожидания машин, и сроки получения отметки об уплате утильсбора».
В результате огромных пробок и очередей россияне рисковали попросту не успеть пройти необходимые бюрократические процедуры до ноября, объясняет эксперт. При этом, у госорганов тоже есть определенный лимит на пропуск машин, и ускорить его они не могут. Поэтому власти решили отодвинуть сроки, чтобы те россияне, кто заказал машины, успел их провести через границу.

«Дадут растаможить, заплатить по старым нормам всем, кто встрял в этой очереди. Но это не значит, что будет какая-то поблажка и отмена утильсбора. Ждать сейчас смягчения бессмысленно. Пересмотра квалификации и критериев оценки, скорее всего, не будет. Вопрос только в том, что ставки остаются драконовскими. Многие жалуются на непрозрачность начислений, особенно для машин-гибридов. Как их классифицировать: как гибриды, как электромобили? И как рассчитать их мощность? Сейчас за параметр у электромобилей берется тридцатиминутная мощность. Но и считать можно по-разному. У машины может быть суммарная пиковая мощность 450 лошадиных сил, а тридцатиминутная – 190. К какому классу ее отнести?».
Все это, по словам Петра Баканова, ухудшит поставку гибридов в Россию, и будет тормозить развитие электротрансопрта. Этот сегмент, предупреждает эксперт, может оказаться на грани исчезновения в стране.

Затронет не только дорогие авто
Не меньше вопросов вызывает и шкала мощности для бензиновых двигателей, подчеркивает Петр Баканов. Проблема в том, что под отметку в 160 лошадиных сил сегодня подпадают не только какие-то дорогие иномарки, но и не самые роскошные автомобили, которые покупают простые люди:
«Я бы отодвинул эту грань хотя бы до 190-200 лошадиных сил. Потому что есть сегодня ряд кроссоверов, у которых младшая версия с передним приводом – это 150 лошадиных сил, а старшая – 190. И получается, что за одну и ту же машину мы платим по-разному. Идея утильсбора ясна: правительство хочет защитить автопром, приземлить всех производителей, чтобы они вкладывались в локализацию производства внутри страны. Но российский рынок не такой привлекательный, чтобы компании ринулись сюда со своим производством».
Во многом вопросы необходимости повышения утильсбора вызывает и то, что в России, по сути, не развит сам механизм утилизации авто, отмечает эксперт. Компании не принимают смазочные материалы, кузовы или шины на вторичную переработку. Обычно машину эксплуатируют до тех пор, пока не сдают сгнившее транспортное средство на металлолом. Нововведения приведут лишь к тому, что машины будут и дальше дорожать, а простому жителю будет все сложнее ее купить.
Фото: Валентин Илюшин/Online47