Непокоренная земля, а на ней – война: причины конфликта Афганистана с Пакистаном и ожидания от прекращения огня

Фото: Pxhere.com

В разговоре с Online47 своим видением сложившейся ситуации поделился эксперт Семен Багдасаров, объяснив, почему в сложившейся ситуации стоит насторожиться и России

Сегодня, 16 октября, продолжает действовать 48-часовое прекращение огня между Пакистаном и Афганистаном, вступившие в силу вчера в 16:00 после массированной бомбардировки по Кабула. Конфликт, существующий долгие десятилетия, на прошлой неделе получил новый виток эскалации. Лишь спустя шесть дней взаимных обменов ударами государства решили разрешить конфликт через диалог. Подробнее — в материале Online47.

Наследие британских колонистов

Если рассматривать текущий виток эскалации, то начало ему положил Исламабад, нанеся 9 октября удары по Кабулу с целью ликвидировать членов террористической организации. Однако нельзя сказать, что удар стал чем-то неожиданным, ведь между этими двумя странами давно существует напряженность, и без англосаксов тут, как ни странно, не обошлось.

Дело в том, что страны друг с другом разделяет толком неразмеченная граница, называемая «линией Дюранда», которую на коленке начертили по завершении англо-афганской войны, целью которой было расширение колониальной Индии. Тогда британцы захватили афганский округ Пишин, а после получения Индией независимости населенная афганцами территория отошла Пакистану.

Текущее положение дел в разговоре с Online47 объяснил Семен Багдасаров, директор Центра по изучению стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Несмотря на заявления сторон о якобы попытке разрешении конфликта с помощью диалога, спикер уверен, конфликт будет долгим, обстрелы и перемирия будут возникать вновь и вновь.

«В общем-то, это может иметь долгосрочный характер. В основе конфликта стремление пакистанцев добиться того, чтобы Афганский Талибан или Исламский Эмират Афганистан, как его сейчас называют, прекратил помощь афганским талибам. Но это невозможно, они никогда от этой помощи не откажутся, потому что речь идет об одном и том же народе, — подчеркнул Семен Багдасаров. — Одни и те же племена живут по разную сторону афгано-пакистанской границы, так называемой линии Дюранда, проведенной в свое время британцами, которую многие афганцы не признавали, а Талибан тем более».

Не эскалация, но расширение географии

Кроме того, эксперт напомнил о том, что Пакистанский Талибан — это, по сути своей, так называемые племена северных и южных вазиров, которые во время войны в Афганистане выступали против американцев и их союзников, постоянно помогали, отправляли своих бойцов на помощь афганским талибам.

«Есть такой кодекс чести афганцев, называется Пуштунвалай, — резюмировал Семен Багдасаров. — Они будут это делать, они помогали и будут помогать, соответственно, конфликт продолжался и будет продолжаться».

Несмотря на обострение конфликта, едва ли разгорится полномасштабное противостояние. По мнению эксперта, афганцы не заинтересованы в такого рода развитии событий, поэтому конфликт будет выглядеть следующим образом: пакистанцы наносят удар, им отвечают, помогают пакистанским талибам, а те ведут партизанскую войну против пакистанских властей.

«Это достаточно эффективно, до 10 тысяч бойцов у них в отрядах — южный, северный. Что, собственно, происходит? В последнее время предпринимались попытки ликвидировать лидера пакистанских талибов Нур Вали Махсуда. Но это один по сути народ, поэтому конфликт будет продолжаться постоянно, а перемирие носить временный характер. Тем более, значит, насколько я понимаю, конфликт будет расширяться».

России не может быть все равно

Для нашей страны в сложившейся ситуации важно понимать, что помимо Пакистанского Талибана существует Таджикский Талибан, сформированный из жителей при Памире — это оплот исламской оппозиции при президенте Таджикистана Эмомали Рахмона.

«Речь идет о нескольких сотнях человек, которые базируются на территории Афганистана, провинции Бадахшан напротив так называемого Калай-Хумба («Ворота Пальмиры») — погранкомендатуры (когда-то бывший советской-российской, а ныне таджикской). Это самый узкий участок границы. И тот участок, который на афганской стороне, талибы в свое время отдали под контроль Таджикского Талибана. И если таджикская сторона будет помогать сепаратистским группам внутри Афганистана, которые в значительной степени потрепаны уже, то они задействовать могут и этот Талибан против них».

И это, как заключил спикер, станет большим вызовом для России, у которой 201 база, дислокация которой устарела и не отвечает интересам сегодняшнего дня. Этот объект, как стоял 20 лет назад, так и стоит на концертном месте, хотя окружающая действительность серьезно изменилась за прошедшие годы.


Фото: Pxhere.com