В Ленинградской области последние пару лет многое меняется в общественном транспорте. Регион стремится создать среду, в которой ветераны СВО, люди с инвалидностью и представители других маломобильных категорий смогут передвигаться без барьеров.
В рамках масштабной транспортной реформы здесь внедряют новые технологии, обновляют автобусный парк и тестируют сервисы вместе с теми, ради кого эта работа и ведется. Подробнее об этом — в материале Online47.

Новые автобусы и цифровые решения
Обновление транспорта в регионе — приоритетный вопрос, а не работа для галочки. Председатель комитета по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк в эфире «Радио Sputnik Санкт-Петербург» заявил, что задачи поставлены предельно конкретно:
«Во главе угла транспортной реформы простой и незамысловатый тезис – нерешаемых проблем нет. И основная задача была обеспечить комфортный транспорт, широкие проемы дверей, доступность для инвалидов, для мам с колясками. Чтобы удобно было перемещаться к социальным объектам, вообще в целом не менять свое транспортное поведение».
За год на маршруты вышло более 500 новых автобусов — все с высокими стандартами безопасности и цифрового оснащения. Это машины с пневмоподвеской, широкими дверями, аппарелями. По словам Присяжнюка, установка современных систем — серьезная инвестиция: если автобус стоит 15-17 млн рублей, то его дополнительное оборудование, включая систему «Говорящий город», — еще около 2 млн.
Но главная особенность ленинградского подхода заключается в том, что проверку доступности проводят сами ветераны СВО, колясочники, слабовидящие пассажиры. По поручению губернатора Александра Дрозденко действует программа «Проверено СВОими». Участники оценивают удобство аппарелей, высоту бордюров, работу пневмоподвески, необходимость помощи водителя.
«Все это проверяется, и в случае положительного решения вешается табличка "Проверено СВОими"», — добавил Присяжнюк. Таким образом формируется реальный стандарт качества, подтвержденный людьми, которые пользуются транспортом ежедневно.

«Говорящий город»
Параллельно развивается и цифровая среда. Так, система «Говорящий город» помогает сделать передвижение по региону безопасным для незрячих, слабовидящих, маломобильных пассажиров.
Директор компании-разработчика Мария Ромашова напомнила, что проект создавался много лет и вырос далеко за рамки «говорящих светофоров», постепенно функционал стал обрастать новыми возможностями:
«Проект “Говорящий город” — это в принципе комплексная система, которая позволяет решать вопросы при самостоятельном передвижении в городе для людей с инвалидностью».
Система работает просто: человек получает через приложение или кнопочное устройство информацию о том, какой автобус подошел к остановке, какой у него маршрут, есть ли в нем аппарель, требуется ли помощь водителя. При необходимости он может заранее подать сигнал, чтобы водитель знал о предстоящей посадке. Для незрячих открытие нужной двери сопровождается коротким звуковым сигналом, помогающим определить направление входа.
Важная деталь — функционал совершенствуется, подстраиваясь под реальные потребности граждан.
«Мы добавили новую категорию. Это родители с коляской, которые могут подавать сигнал водителю при намерении совершить посадку, чтобы водитель заранее понимал, какие действия он должен совершить», — уточнила Ромашова.

По ее словам, Ленинградская область оказалась одним из образцовых регионов, где систему внедрили быстро и масштабно:
«Такую позицию, которую заняла Ленинградская область, надо ставить как образец для других регионов. Потому что разобрались в вопросе, поняли, какие проблемы испытывают люди с инвалидностью, и поставили план ее решения».
За два года — рекордное оснащение межмуниципальных маршрутов, городских линий, внедрение сервиса в Гатчине, Тосно и ряде других городов.
Теперь Ленобласть намерена выйти на федеральный уровень с инициативой, которая может изменить стандарты работы общественного транспорта по всей стране. Регион предложит правительству России закрепить внедрение системы «Говорящий город» как обязательное требование для всех перевозчиков.
«Чтобы оборудовать всем необходимым, это должна быть общая обязательная норма», — отметил Присяжнюк.

Расстояния большие, а условия сложные
У транспортной инфраструктуры в Ленобласти свои нюансы. Есть и грунтовые дороги, и маршруты протяженностью сотни километров, где оборудовать каждую остановку по всем стандартам невозможно.
Именно поэтому транспорт здесь подбирают индивидуально: где-то это низкопольные автобусы для пригородов и городов, где-то — междугородние машины с ремнями безопасности и высокой посадкой.
Если человеку необходимо передвигаться в крупном городе, то больше подходит автобус с пневмоподвеской и аппарелью. А для поездок из отдаленных поселений доступны социальное такси и другие специализированные программы. Регион создал гибридную модель, где учитывается и география, и реальные потребности людей.
Фото: Валентин Илюшин/Online47