Самозапреты на кредиты не сработали: как защититься от новых схем мошенников

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Как защитить свой кошелек и не попасть в мошеннические схемы, выяснял Online47

С марта этого года в России действует возможность устанавливать самозапрет на кредиты. Мера вводилась как защита от мошенников, которые обычно оформляют займы на ничего не подозревающих граждан. Однако теперь злоумышленники научились обходить и этот механизм. Как защитить свой кошелек и не попасть в мошеннические схемы, выяснял Online47.

Самозапрет и как он работает

Для россиян мошенники опасны не только тем, что списывают с их карт все имеющиеся средства, но и тем, что могут оформить на жертв кредиты и микрозаймы. Зачастую они убеждают человека самостоятельно пойти в банк и оформить на себя кредит. Только в 2024 году объем средств, который взяли в кредит обманным путем в 23 крупнейших банках, составил 12,8 млрд рублей. При этом, каждая десятая жалоба, поступавшая в банк, касалась именно кредитного мошенничества, приводит данные Центробанк.

В качестве меры борьбы с этим в России ввели возможность ставить самозапрет на кредиты. Заблокировать выдачу кредитов на свое имя граждане могли через «Госуслуги». Снять временное ограничение они также могли в любой момент. Но примечательным было то, что полностью запрет снимался лишь через сутки. Предполагалось, что за это время человек успеет обдумать свое решение, и заподозрить, что его пытаются обмануть мошенники.

При этом, если банк выдавал займ, несмотря на запрет, то он лишался права требовать возврат долга. Обязательства по такому кредиту гражданин не обязан был исполнять, а информацию о нем исключалась из его кредитной истории.

Услуга оказалась настолько востребованной, что уже по итогам сентября число людей, обратившихся к этому способу защиты, составило 13,9 млн человек.

Однако, мошенники научились использовать и этот механизм в собственных целях. Теперь они звонят от лица сотрудника портала «Госуслуги» и уверяют, что запрет был установлен неправильно. Чтобы исправить ситуацию, они отправляют человеку ссылку, перейдя по которой человек видит аналог «Госуслуг», вводит там данные и они попадают в руки обманщиков.

Как защититься от мошенников

Первое и самое важное, о чем стоит помнить, чтобы не попасть в лапы мошенников, – нельзя озвучивать незнакомцам по телефону ни свои личные данные, ни коды из смс. Если Вам звонит предполагаемый сотрудник банка, полиции или любой другой структуры, лучше узнать его имя и позвонить в ту структуру, откуда человек предположительно звонит. Если окажется, что такого сотрудника у них нет, – это мошенник.

Стоит взять себе за правило не решать никаких вопросов с финансами по телефону. Если же «сотрудники Госуслуг» пытаются убедить Вас, что самозапрет на кредиты стоит некорректно, с этим вопросом всегда можно обратиться в банк – к сотрудникам. Они подскажут, если, действительно, есть какие-то ошибки.

Если злоумышленники обманным путем получили доступ к личному кабинету на Госуслугах и сняли запрет на кредиты, то у Вас есть в запасе сутки, чтобы вернуть себе аккаунт. Восстановить свой пароль можно двумя способами:

- лично обратившись в МФЦ;
- через банковское приложение.

Также стоит помнить, что предложения о переводе денег на какие-либо счета с целью обезопасить их от всяческих угроз – ловушка. На сегодняшний день, нет никаких достоверных данных о том, что перевод средств с одного счет на другой помогает их спасти. Обычно наоборот – средства попадают на счет мошенников, и вернуть их становится практически невозможно.

Вместо понятия «безопасный счет» мошенники также могут использовать «криптовалютные», «резервные» и «декларационные» счета.

Не пропустите

Помните, что безопасным является только Ваш личный счет. Доступ к финансам на банковских счетах предоставляет НСПК — Национальная система платежных карт, которая имеет высокую степень надежности и обеспечивает невозможность взлома. Поэтому дать доступ к своим картам и средствам Вы можете только самостоятельно.

Фото: Валентин Илюшин/Online47