Накануне, 26 октября президенту России Владимиру Путину доложили об успешных испытаниях ракеты «Буревестник» на ядерной силовой установке. Как уточнил начальник Генштаба Валерий Герасимов на совещании в пункте управления Объединенной группировки войск, ракета преодолела расстояние 14 тысяч километров, и это не предел. Некоторые авторитетные СМИ уже назвали ее «оружием судного дня».
Новую разработку с уникальными характеристиками Online47 прокомментировал Сергей Хатылев, бывший начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России.
Техническая часть, так сказать, база
В первую очередь спикер уточнил, что об оружии как таковом пока речи не идет. Ведь ракета и оружие — это разные вещи, пока же распространяется информация именно о носителе.
«Сегодня мы говорим именно об установке на ядерном ракетном двигателе, которая может нести на своем борту полезную нагрузку. Испытания проведены непосредственно изделия ракеты, и только когда ее снарядят боевой частью и будут произведены натурные испытания на полигоне во всех видах и условиях, тогда мы сможем говорить об оружии, — подчеркнул Сергей Хатылев. — Пока речь идет только о возможности доставки какого-то полезного груза с помощью этой ракеты. При этом мы еще не знаем, какие конкретно испытания проведены, окончательные или предварительные, там целый комплекс мероприятий».
Другими словами, любая информация о том, что якобы вот-вот «Буревестник» поступит на вооружение и им начнут громить врага, не соответствует действительности. Ведь прежде предстоит пройти комплекс технологических, технических, организационных и тактических мероприятий.

Kremlin.ru
Можно применять лишь как ядерное?
Существует предположение, что якобы запуск ракеты с ядерной силовой установки в любом случае будет считаться ядерным оружием. По мнению военного эксперта, подобные суждения представляют собой винегрет из понятий и законов, с реальностью они ничего общего не имеют.
«Если изучить эту тему, то гарантирую, что ракета с ядерной установкой не является ядерным оружием. Таковым будет ракета, которая снаряжена боевой частью ядерной/атомной/водородной, как угодно можно называть, — отметил Сергей Хатылев. — Пока речь идет о средствах доставки какого-то полезного груза. Будет там снаряжение или боевая часть, ядерная или фугасная, это, так сказать, решение вышестоящего нашего начальства. Поэтому подобные комментарии некорректны, это не ядерное оружие».
Пока же ее использовали лишь в качестве тарана, как тот же «Орешник», который, хоть и нанес урон и повреждения, испытывался без боевой части. В результате ракета пришла в точные координаты, которые были введены, и упала на землю, нанеся динамическим ударом какие-то повреждения, однако не соразмерные с ядерным оружием.

Кардинально поменяет расклад сил?
Пока Британия после испытаний поспешила сообщить о планах совместного использования ядерного оружия с ФРГ, в Китае тем временем назвали «Буревестник» новой русской ракетой, способной кардинально изменить баланс ядерных сил в мире. По мнению военного эксперта, сильно радоваться такой реакции не следует.
Например, если говорить о китайцах, то они до сих пор придерживаются позиции, высказанной в трактате о военной стратегии «Искусство войны» Сунь-цзы: «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывет труп твоего врага». Да и сама армия КНР, если изучить историю, с давних времен не имела побед в каких-то великих битвах.
«Во-первых, мое мнение — не китайцам рассуждать о каком-то потенциале, когда они еще сами не достигли нашего уровня развития ядерного оружия, — убежден Сергей Хатылев. — Во-вторых, это практически новый тип ракеты, как он может изменить расклад сил? Если у нас сейчас полторы тысячи боеголовок, допустим, надо еще больше. Для этого потребуется много времени, чтобы их сделать, оснастить ядерным вооружением, провести испытания, организовать хранение, определить районы боевого применения, боевого дежурства. Только тогда можно будет сказать, что на боевое дежурство заступил «Буревестник», только тогда можно будет полноценно оценить боевые возможности ядерных сил России, насколько они увеличатся».
В целом, резюмировал спикер, все, что касается вопросов применения ядерного оружия, не решается здесь и сейчас, это глубоко планируемые и подготовленные мероприятия, а самое главное при выполнении всех этих мероприятий, безопасность своих граждан, войск и страны. Поэтому нужно организовать надежное хранение и применение, чтобы не пострадать своим людям от своего же оружия.
Фото: Валентин Илюшин/Online47