По данным исследования, спрос малого и среднего бизнеса на сервисы бухгалтерии в 2025 году вырос на 60%. Предприниматели всё активнее переходят на автоматизированные решения и аутсорсинг — на фоне изменений в налоговом регулирования и роста требований к отчётности. Анализ показал: бухгалтер перестаёт быть просто исполнителем и превращается в стратегического партнёра по финансовому планированию и оптимизации бизнес-процессов.
Эксперты ВТБ изучили более 12 тысяч обращений к специалистам сервиса цифровой бухгалтерии и выявили топ-5 самых частых запросов (60% от общего объёма). На первом месте — помощь в организации приёма платежей по QR-коду. Хотя эта задача формально не входит в компетенции бухгалтера, бизнес активно привлекает специалистов к настройке платёжных систем, интеграции с кассами и корректному отражению таких операций в учёте.
Второе место занимают запросы в категории «бухгалтерский ликбез» для новичков: разъяснение календаря отчётности, основ ведения бизнеса и работы с личным кабинетом на сайте ФНС. Третье — полный цикл вопросов по трудовому праву: от базовых понятий и расчёта налогов до сроков сдачи кадровой отчётности.
На четвёртом месте — частые вопросы о налоговых изменениях, особенно в части НДС. Замыкает пятёрку запрос на проактивное информирование: предприниматели хотят заранее знать, какие налоги и взносы платить и какую отчётность сдавать. Больше всего запросов приходится на апрель – июнь, когда происходит календарный пик налоговой отчетности.
«Результаты исследования говорят о трансформации роли бухгалтера. Сегодня это не просто исполнитель, а стратегический партнер бизнеса, который должен обладать широкими знаниями, выходящими за пределы классического учета. Спрос сместился в сторону обучения, проактивного консультирования и помощи в цифровизации бизнес-процессов, в том числе, связанных с банковскими операциями. Умение просто объяснять сложные вещи и выстроить для клиента понятный график обязательств, а также готовность к расширению зоны ответственности становятся ключевыми компетенциями», – отметил Спартак Солонин, руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ.
Фото: pxhere.com