Ленобласти это не грозит: эксперты о прогнозе ВЦИОМ про исчезновение малых городов в России

Фото: Валентин Илюшин/Online47

По данным организации, молодые люди покидают малую родину не только из-за зарплат, но и из-за отсутствия картины лучшего будущего

Исчезновение малых и моногородов предрекает России ВЦИОМ в очередном докладе, обосновывая такой исход событий постоянным оттоком молодежи. При этом в организации указывают на то, что нельзя объяснить феномен убывающих городов лишь какой-то одной единственной причиной. Происходит это не только и не столько из-за разницы в зарплатах, как в связи с общим ощущением безысходности, отсутствием картины будущего. В разговоре с экспертами Online47 выяснил, стоит ли по этому поводу волноваться ленинградцам и почему.

Городам нужны три вещи

Исчезновение населенных пунктов однозначно нельзя назвать каким-то положительным явлением, ведь вместе с людьми пропадает и весь тот труд и силы, которые когда-то вложили в развитие конкретной территории десятки и сотни тысяч людей. Но все же необходимо признать, что каждый человек в праве сам решать, где ему жить лучше.

Кроме того, как отметил исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Игорь Муравьев, важно помнить, что данные ВЦИОМ — это некое среднее значение по всей стране, а регионы бывают разные. Впрочем, некоторые условия попросту необходимы, чтобы люди не стремились во что бы то ни стало покинуть свой город.

«Есть у нас территории, которые долгие годы страдают из-за оттока населения, а некоторые города и вовсе строились именно как вахтовые, но люди в них решили остаться. И сейчас, в том числе с точки зрения климата многие для себя принимают решение перебраться туда, где теплее. Причем далеко не всегда речь идет о каких-то бесперспективных регионах, где достаточно суровые условия жизни, — отметил Игорь Муравьев. — Но если нет поблизости интересной работы, некой точки роста, если нет поблизости социальных объектов, доступной медицины, то вопрос, конечно, возникает. И это задача органов власти разных уровней — обеспечить население всем необходимым, чтобы малые города не исчезали».

Причем для бизнеса это тоже определенный вызов, добавил спикер, ведь предприятие не будет строиться там, где нет кадрового обеспечения. Но если же говорить о Ленобласти, то в ней есть разные по потенциалу районы, но региональные власти жизнь в них с каждым годом приводят к общему знаменателю и даже самые отдаленные из них постоянно развиваются.

«В этом году стратегия развития Ленинградской области утверждена, она четко делит районы на те, где развивается промышленность, туристический кластер. Но, допустим, тот же Подпорожский район, он достаточно отдаленный, и там есть свои сложности, но это не значит, что там все бесперспективно. Там тоже развиваются предприятия. Очень важно, чтобы молодежь после получения образования возвращались в свой район и были обеспечены всем тем, что нужно для жизни».

С другой стороны, добавил спикер, в Советском Союзе был такой термин как «неперспективные поселения», когда в целях укрепления поселений ликвидировались деревни, однако же жизнь в том или ином районе из-за этого не прекращалась.

«Поэтому, конечно, вкладывать деньги и строить какой-то огромный спорткомплекс или школу, если она не будет в перспективе обеспечена интересантами, это значит выкидывать государственные деньги на ветер. Но когда речь идет о малых городах, а для Ленобласти это довольно большие населенные пункты, перспективы точно не такие мрачные, как писал ВЦИОМ, — заключил Игорь Муравьев. — К тому же 47-й регион все-таки в достаточно выгодном положении находится как с точки зрения развития туристического потенциала, так и с точки зрения развития промышленности, логистики и других направлений. И много есть примеров, где бизнес уже успешно работает, и ему проще вкладываться в этот город, делать его комфортным и удобным. То есть переоценивать роль бизнеса не надо, но и недооценивать не стоит. Но главная сила — сами жители».
Не пропустите

Большой город — не предел мечтаний

Несмотря на то, что тенденция с оттоком населения из малых городов имеет место и спорить с этим бессмысленно, необязательно относиться к этому как к чему-то пугающему и ужасному. В частности, Дмитрий Солонников, директор Института Современного государственного развития убежден, что подобное наблюдается по всему миру, а не только в России.

«Люди едут за повышенной комфортностью туда, где есть больше возможностей для жизни, проведения досуга, работы, карьеры, развития детей. В крупных городах этого больше, все-таки, все мы прекрасно понимаем, что нельзя, например, аквапарк построить в городе, где меньше 10 тысяч человек проживает. Он дорогой, его дорого обслуживать, придется другие расходы сокращать куда более значимые, — подчеркнул Дмитрий Солонников. — Это объективная реальность, но есть и обратная тенденция, когда люди собственную комфортность видят в тишине и спокойствии. И уезжают, наоборот, из больших городов для того, чтобы не было суеты, не было большого скопления людей рядом».

Но и таких людей, уточнил спикер, есть определенные потребности в комфортности, включая транспортную доступность, высокое качество связи, доступ к скоростному интернету, возможности обслуживания автомобилей и тому подобное. И такие компактные населенные пункты, но с комфортной средой вне большого города существуют.

«И если рассуждать об этих двух тенденциях, то, да, малых городов станет меньше, сельских населенных пунктов станет меньше, но в каком-то количестве они все равно останутся. И чтобы они остались и была конкуренция между разными территориями внутри страны, где лучше жить, должны создаваться соответствующие условия, — убежден Дмитрий Солонников. — Все населенные пункты сохранить не удастся точно, не нужно самим себе врать и фантазировать. И тем населенным пунктам, которые смогут измениться и соответствовать новым требованиям, удастся привлечь население. Не будет этих депрессивных городков, где нет связи, разбиты дороги, но современные населенные пункты останутся».

Резюмируя, спикер поддержал мысль Игоря Муравьева о том, что в Ленинградской области, если все будет идти своим чередом, каких-то сложностей с этим не возникнет. Ведь в 47-м регионе есть хорошие экологические места, много привлекательных пространств, близость Северной столицы.

«Поэтому то и существует тенденция, которую мы видим уже сегодня, — подытожил Дмитрий Солонников. — Что в Петербурге есть много людей, которые рассматривают переезд в Ленинградскую область как позитивный этап своей жизни, хотят жить в ней».


Филатов Степан

Фото: Валентин Илюшин/Online47