В конце 2025 года термин «эффект Долиной» прочно вошел в профессиональный и народный лексикон. Под ним понимают ситуации, когда продавец недвижимости, заявив, что стал жертвой мошенников, через суд возвращает себе жилье, не возвращая деньги покупателю. И хоть такие случаи сегодня не редкость, именно дело народной артистки Ларисы Долиной стало катализатором изменения практик нотариусов, риелторов, банков и законодателей по всей стране. Подробнее — в материале Online47.
История одного эффекта
Эпопея началась спустя некоторое время после того, как летом 2024 года Долина продала свою столичную квартиру в Хамовниках за 112 млн рублей молодой женщине Полине Лурье (итоговый ущерб оценивается существенно выше). Оправившись от шока, народная артистка обратилась к правоохранителям, указав на то, что продажа состоялась под давлением мошенников.
Выходом из ситуации стало решение попытаться вернуть себе квартиру через иск о признании сделки недействительной как совершенной с искажением воли. И суды (как Хамовнический, так и апелляционные инстанции) встали на сторону Долиной, признав ее потерпевшей по уголовному делу о мошенничестве, удовлетворив иск о признании сделки недействительной.
В результате за ней восстановили право собственности на объект, но в то же время о полном возврате денег покупательнице речи не последовало. Более того, ничего не изменилось и после того, как в ходе уголовного дела были вычислены организаторы мошеннической схемы, которые подтолкнули Долину к продаже квартиры.

prt scr "Новости Первого канала"
Естественно, долго ждать общественной реакции не пришлось, ведь совершенно логичным в такой ситуации большинство сочтет, что пострадавшим может быть как жертва мошенников, так и в лучшем случае сами преступники, но уж никак не добросовестный покупатель. И даже те немногие коллеги, вставшие на защиту народной избранницы, не смогли умерить пыл общественности.
Тем более, что последствия отнюдь не закончились ущербом для личной репутации артистки от хейта в соцсетях до публичных акций крупных компаний (например, запрет на доставку из общепита на адрес Долиной). В действительности решение суда оказало влияние на рынок недвижимости всей страны. Ему также приписывают запуск цепной реакции в правоприменительной практике:
— покупатели вторичного жилья стали настораживаться — различные проверки и соответствующие услуги стали востребованней;
— в политике и законотворчестве зазвучали предложения подобные введению «периода охлаждения»;
— возникла правовая неопределенность — суды начали чаще фиксировать иски о признании сделок недействительными в аналогичных обстоятельствах.

В конце концов рынок вторичной недвижимости ощутил краткосрочный спад доверия, а сделки стали дороже и сложнее в сопровождении — особенно покупки у пожилых продавцов. И даже сегодня все эти тенденции имеют место, ведь предложение Долиной вернуть покупателю потраченные деньги не выглядит как справедливый итог, а само дело продолжает циркулировать по инстанциям (подано обращение в Верховный суд).
Принцип талиона неуместен
Пока народная артистка продолжает бороться за спорное имущество с добросовестной покупательницей, указывая на то, что последняя якобы была недостаточна осмотрительна, в стране фиксируются новые подобные случаи. И в рамках этих разбирательств одни потерпевшие покупатели так же, как и Полина Лурье пытаются оспорить решения, а другие требуют специальной компенсации через фонды или новые правила регистрации.
Но, как отметил в разговоре с Online47 адвокат, член-корреспондент РАЕН Янис Юкша, выход из ситуации просматривается только один. Конец этой эпопеи должен положить Верховный суд России.
«Часто наши суды выносят странные решения, будто обленились разбираться. Иногда мы рассуждаем про прецедентную систему в США и, я должен сказать, тут она была бы к месту. Ведь случай с Ларисой Долиной далеко не первый такой. Порой достаточно принести какой-то сомнительный медицинский документ и это позволит лишить права имущества другого гражданина, — отметил Янис Юкша. — В последнее время же стало модно говорить о давлении мошенников. И это правда, их много, они совсем распоясались. Но это скорее свидетельствует об эффективности методов работы правоохранительных органах, нежели повод отыгрываться на других людях».
Внимание общественности к случаю, произошедшему с Ларисой Долиной, как убежден эксперт, не запускал череду неоднозначных судебных решений, а лишь стал поводом говорить о подобных ситуациях. В действительности их было и есть гораздо больше, просто зачастую люди лишь разводили руками.
«Именно благодаря этому случаю, возможно, удастся повлиять как-то на создание иной правовой действительности. Сам я придерживаюсь мнения, что обман со стороны мошенников — твои личные проблемы. И тем более в случаях, когда никто не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу и/или покупатель действовал добросовестно, — убежден Янис Юкша — Есть понятие виндикации. Так вот по общему правилу у добросовестного приобретателя имущество изъять нельзя. Но суды в данном случае нарушают существующий правовой порядок, опираясь на то, что жилье единственное, человек пожилой и тому подобное. Как бы то ни было, должна быть по меньшей мере двухсторонняя реституция».

В случае с Долиной, как считает спикер, необходимо вернуть квартиру добросовестному приобретателю (Лурье), так как с его стороны соблюдены все необходимые условия. И только так, а не введением каких-то «периодов охлаждения» и прочими подобными шагами, удастся оборвать нить беззакония, стабилизировав ситуацию на рынке недвижимости.
«Мне искренне жаль Ларису Долину, что ее обманули, но она далеко не единственная такая в России. Миллионы наших граждан обмануты, мою маму пенсионерку неоднократно обманывали мошенники, но это не дает ей права требовать вернуть деньги за счет третьих лиц. Добросовестные люди не должны отвечать за преступления других, — заключил Янис Юкша. — Артистку жаль, но получается так, что она действует по принципу око за око, зуб за зуб. Здесь эта логика порочна в сути своей, ведь получается, что раз вас обманули, вы теперь тоже можете обмануть. Это ужасно и ненормально, но суды фактически легализуют эту логику».
Как подытожил эксперт, данный случай в действительности, став широко известен, вскрыл наличие неправовой действительности в стране. И теперь Верховному суду России ничего не остается, кроме как прервать цепь беззакония. Более того, должен быть пленум, который служит источником права, чтобы в дальнейшем на него могли напрямую ссылаться для постановления решения других судов в подобных случаях.
Филатов Степан
Фото: Pxhere.com