Рынок привоза автомобилей в России после 1 декабря заметно изменился. Раньше можно было без особых усилий и затрат приобрести мощные кроссоверы и премиальные седаны, которые привозили из-за границы. Теперь же правила ужесточились, цены выросли, а интерес клиентов сместился.
Нововведения коснулись почти всех — от частных покупателей до крупных поставщиков. Как повышение утильсбора повлияло на спрос и что теперь выбирают россияне при покупке авто – разбирались в материале Online47.

Валентин Илюшин/Online47
Как отреагировал рынок
Льготные ставки утилизационного сбора для физических лиц, ввозящих машины для себя, отныне распространяются только на автомобили мощностью до 160 лошадиных сил. Это решение стало холодным душем для рынка авто. Мощные и современные модели, особенно с двигателями от 2 литров, сразу подскочили в цене — вплоть до миллиона рублей для двухлитровых моторов и 2-3 миллионов для премиальных кроссоверов с объемными двигателями.
Покупатели заняли выжидательную позицию. Многие надеются, что после новогодних праздников ситуация прояснится — станет понятно, в какие суммы выльются дополнительные расходы и найдутся ли какие-то лазейки. Импортеры подтверждают: сейчас в работе в основном старые контракты, а свежие заказы на мощные модели заметно просели. Первая волна адаптации, по прогнозам, затянется до весны, когда рынок начнет перестраиваться под новые ценовые реалии.
На ситуации скажется и грядущее ужесточение правил экспорта машин в Китае. С января 2026 года для вывоза авто нужно будет, чтобы оно минимум 180 дней было зарегистрировано, проходило ТО у официального дилера и получило одобрение от производителя.
Даже если часть требований удастся обойти, сроки поставки неизбежно растянутся до полугода и больше. Для многих россиян, которые привыкли получать машину за месяц-два, это просто слишком долго — проще уже посмотреть доступные варианты на нашем рынке.

Валентин Илюшин/Online47
Новые фавориты среди авто
По данным аналитиков «Авито Авто», на фоне общего спада востребованнее стали автомобили, которые вписываются в рамки льготного сбора: до двух литров объема и до 160 лошадиных сил. Здесь ставки остались прежними — всего 3400 рублей за новую и 5200 за подержанную старше трех лет.
Именно в пользу таких машин начал смещаться спрос. Покупатели сосредоточились на версиях, которые вписываются в эти требования: популярны Audi Q3 из Китая и Кореи, компактные Mini, а также модели Kia и Hyundai с моторами до 160 «лошадей».
Среди леворульных вариантов из Китая и Кореи чаще всего заказывают Volkswagen Sagitar — это знакомая россиянам Jetta. Также в топе запросов Toyota Corolla, Kia K3 и K5. Среди кроссоверов лидируют Mitsubishi Outlander и Volkswagen Tiguan с двигателями 146-150 лошадиных сил. Цены под ключ — от 1,4 млн и до 2,4 млн рублей в зависимости от комплектации.
Праворульные японцы тоже держатся уверенно, потому что у них в основном малолитражки, которые легко проходят по лимиту. Высокий спрос наблюдается на модели Honda Fit, Toyota Yaris, Suzuki Jimny и Honda Vezel — надежные и экономичные варианты для города.

Переходный период, скорее всего, займет ближайшие пару месяцев. Всем нужно время, чтобы перестроиться: адаптироваться к новым ставкам, пересчитать затраты, выстроить новые схемы поставок. Основной спрос сейчас уходит в сторону компактных авто до 160 «лошадей» и к японским праворулькам, которые остаются выгодными по цене.
Ну а полное оживление рынка, наверное, стоит ждать только к весне, хотя уже ясно, что рынок будет функционировать на принципиально иных условиях. Импортерам и покупателям придется искать баланс в этой изменившейся реальности.
Фото: сгенерировано ИИ