На сердце боль, цены летят в небо: почему оперативная память и видеокарты становятся роскошью для россиян

Фото: Pxhere.com

Пока изменения ощущают преимущественно лишь пользователи ПК, но в скором времени кризис может повлиять на остальную технику, включая ноутбуки, смартфоны и даже телевизоры

В конце 2025 года в России фиксируется кратный всплеск интереса к комплектующим персональных компьютеров, а именно, видеокартам. И дело вовсе не в приближение Нового года, а в отнюдь не праздничном событии — повсеместном резком подорожании оперативной памяти (обязательная деталь ПК, которая передает данные из хранилища в центральный процессор для дальнейшей обработки). А причиной этому подорожанию в большей степени служит развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ). Подробнее — в материале Online47.

ОЗУ – привилегия ИИ?

Главной причиной подорожания оперативной памяти эксперты называют повышенные потребности компаний, которые развивают искусственный интеллект. А для поддержания его работоспособности, как известно, требуются специальные центры обработки данных (ЦОД). В отличие от традиционных дата-центров эти, занимающиеся вопросами ИИ, спроектированы именно для «производства интеллекта» в промышленных масштабах.

Хотя по сути своей они выполняют три ключевых функции, а именно, предназначены для вычисления, хранения и сетевых соединений. Но для стабильной и безопасной работы дата-центрам необходима специализированная серверная оперативная память. Не такая, какую можно использоваться в персональных компьютерах или ноутбуках, а куда более мощная и, соответственно, более дорогая и трудная в производстве.

И так как нагрузка на дата-центры постоянно увеличивается, пропорционально популярности систем ИИ, им требуется все больше оперативной памяти, а с учетом тенденций, ее не стесняются скупать впрок, в том числе делая предзаказы. В свою очередь производители оперативной памяти перераспределяют мощности в пользу серверного оборудования, что неизбежно приводит к срыву планов и дефициту на менее притягательном потребительском рынке.

Pxhere.com

Другими словами, текущую ситуацию с оперативной памятью на рынке едва ли можно считать полноценным кризисом, скорее речь идет о перестройке. И учитывая, что никаких хороших прогнозов пока никто дать не может, не исключено, что нынешний скачок цен – далеко не предел. Что же касается повышенного спроса на видеокарты, то все просто — они тоже могут подорожать из-за дефицита памяти, в частности GDDR6 и GDDR7, которые в них используются.

Кроме того, не следует забывать, что подорожание уже коснулось и твердотельных накопителей — SSD, а также перекинулось на более старые носители вроде твердых дисков. Цены повышаются и на процессоры, а в течение следующего года цепная реакция может коснуться всей потребительской электроники в России, включая смартфоны и ноутбуки.

Впрочем, по состоянию на 9 декабря 2025 года повышение цен на видеокарты (правый столбик — MSI GeForce RTX 5070 VENTUS 3X OC) выглядит скорее как реакция на повышенный спрос, а вот с оперативной памятью уже все понятно и глядя на один только ценник (левый столбик — Kingston FURY Beast Black, DDR5, 16 ГБx2 шт, 5600 МГц, 36(CL)-38-38).

prt scr dns-shop.ru

Почему дата-центры так важны

Несмотря на всю серьезность ситуации, на днях в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная презентации исследования Института экономики роста им. П. А. Столыпина «Потенциал создания нового игрока мирового рынка инфраструктуры данных». На ней эксперты как раз объясняли, чем так важен рынок центров обработки данных, и почему все компании резко переключились на него. Более того, эксперты объяснили значение этих изменений и то, какое место может занять в этом процессе Россия, если начнет «шевелиться» в нужном направлении.

Как рассказал в ходе мероприятия исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антон Свириденко, все эти изменения — предвестники трансформации мировых рынков, когда значение традиционных секторов (нефть, газ и так далее) померкнет в сравнении с новыми и технологическими направлениями.

«Есть 18 перспективных ниш завтрашнего дня, и они будут приносить выручку к 2040 году от 20 до 48 триллионов долларов США и прибыль от 2 до 6 триллионов долларов США, — отметил Антон Свириденко. — Что это за сферы? Конечно, они во многом связаны с цифровизацией, это в первую очередь маркетплейсы, это искусственный интеллект и смежные сервисы, различные облачные технологии. И здесь у России могут быть вполне обоснованные реальные преимущества, связанные с теми факторами, которые требуются для работы на этом рынке».

В свою очередь эксперт рынка дата-центров и облачных технологий, генеральный директор компании Cloud X Денис Хлебородов уточнил, что на сегодняшний день дата-центры по своим масштабам уже сравнимы с крупными сырьевыми рынками и оценивается в 600-700 миллиардов долларов в год.

«И самое главное, что у этого рынка сохраняются высокие темпы роста, и к концу 29 года он будет оцениваться в порядка 1 триллиона долларов в год. И в мире сейчас основные драйверы роста этого рынка, их два — это внедрение технологий искусственного интеллекта и переход на облачную модель (сервисную модель). Сейчас выстраивается несколько глобальных центров вычислений и данных, первый из которых находится в США, второй ключевой — это Китай, а затем Европа. Кроме того, есть тренды по развитию площадок за пределами Китая в Азии, и на Ближнем Востоке развиваются площадки».

Где в России строить ЦОД

В России пока с этим вопросом не спешат, хотя его необходимость даже не обсуждается, ведь иначе государству придется потреблять те модели, которыми с ним посчитают нужным поделиться другие. А системы ИИ сегодня — это не только экономика, но и безопасность (включая робототехнику, беспилотный транспорт, системы кибербезопасности). На мировом рынке российские ЦОДы в лучшем случае входят в топ-100.

Для роста в этом направлении необходимы лишь энергетический фундамент (большие объемы и предсказуемые тарифы), адаптация дата-центров под ИИ, утвердить принципы по работе с данными (регуляторные коридоры), а также простимулировать рост крупных технологических компаний, которые способны создать технологии ИИ (уже есть общеизвестные примеры).

Подробнее о том, где уже имеются подходящие условия для появления российских ЦОДов, рассказал замдиректора по научной работе Института экономики и организации промпроизводства СО РАН Антон Пыжев. По его словам, именно экономика данных в обозримом будущем может стать одним из важнейших драйверов развития российской экономики в целом.

Ведь уже сегодня, по некоторым данным, практически весь экономический рост США обеспечивает именно индустрия центров обработки данных. Но, если в Штатах местом размещения был выбран штат Невада, что едва ли можно назвать удачным вариантом с точки зрения погодных условий, то Россия может не совершать тех же ошибок и расположить ЦОД в Иркутской области, где уже есть все необходимое.

К преимуществам помимо достаточно низкой среднегодовой температуры можно отнести доступность электроэнергии, весьма умеренный уровень оплаты труда, меньшие затраты на строительство, комфортные условия для жизни, наличие ресурсной базы (специалистов), а также удобное географическое положение в современных геополитических условиях.

«Регион географически удален от европейской части страны. В нынешних условиях это имеет очень важное значение, особенно с точки зрения репликации данных, — отметил Антон Пыжев. — Мы все чаще сталкиваемся с киберугрозами и с необходимостью фактически дублирования критической информации, которое будет распределено по территории страны для того, чтобы избежать рисков вывода из строя элементов такой инфраструктуры».

Последним в ходе пресс-конференции выступил сенатор, председатель совета по вопросам развития Сибири при председателе Совета Федерации Александр Усс, который к ранее озвученным преимуществам добавил возможность реализации альтернативных – экологических подходов к реализации угля как топлива и иные возможности наращивания энергетического потенциала СФО.

Не пропустите

К тому же он подчеркнул, что в отсутствие достаточного спроса со стороны российских компаний, нужно будет работать с зарубежными партнерами, а, как известно, хранить соответствующую информацию на территории сопредельных государств можно только в том случае, когда вот это доверие достаточно высоко (если про Китай так сказать можно, то про Европу едва ли – прим. ред.).


Филатов Степан

Фото: Pxhere.com