В России официально закрепили сроки, в течение которых граждане должны будут получать медицинскую помощь. Теперь попасть к терапевту россияне должны будут в течение суток после обращения, а к профильным специалистам в течение 14 рабочих дней. Если же пациент обращается за экстренной помощью, то ее обязаны будут оказать в течение двух часов. Такой регламент установило правительство на 2026–2028 годы.
Однако специалисты и сами пациенты опасаются, что следовать данным срокам, в условиях дефицита медицинских работников, больницам будет сложно. Некоторые предполагают, что введенные нормы лишь сильнее усилят давление на врачей и приведут к новой волне утечки кадров.

Дефицит кадров растет
На сегодняшний день основная сложность с тем, чтобы попасть к врачу, заключается в их нехватке. На начало прошлого года их дефицит уже составлял более 23 тысяч человек. В 2025 году отечественные вузы выпустили порядка 78 тысяч новых медиков. Однако, чтобы закрыть дефицит кадров, ежегодно должно появляться не менее 100 тысяч новых специалистов. По оценке Минтруда, до 2030 года в России потребуется 496 тысяч новых медработников.
О проблеме кадров говорили еще в прошлом году. Поэтому с 1 марта 2026 года решено ввести обязательную отработку для медиков. Все выпускники должны будут в течение трех лет после окончания медвуза или колледжа отработать в государственных клиниках. Пройти трехлетнее наставничество обязаны, как бюджетники, так и те, кто обучался платно. Тем не менее, сказать однозначно, поможет ли такая реформа, сложно. Некоторые эксперты предупреждают, что обязательная отработка может отпугнуть часть потенциальных абитуриентов от поступления в медицинские вузы.

Особенно тяжело сегодня обстоит ситуация с узкими специалистами. Острее всего их нехватка чувствуется в отдаленных районах, где попросту может вообще не быть гастроэнтеролога или аллерголога, и люди вынуждены обращаться в крупные районные или городские больницы. В результате, на ожидание приема у врача может уйти месяц, а то и больше.
Пациенты опасаются, что при таких условиях, даже закрепленные сроки приема пациентов вопрос не решат: принимать больных попросту будет некому.
«Если на одного специалиста нагрузка за прием, в среднем, 80 человек, то, как вы попадете к нему в установленные сроки? Это нереально», – задаются вопросом пользователи сети.
Многие уверены, что давление и возможные штрафы за несоблюдение регламента, лишь усугубят ситуацию с врачами.
«Когда врачей не хватает, то откуда они возьмутся? Ну а если на других нагрузку переложить, то и они сбегут в частные клиники», – отмечает Александр.

Врачи выгорают
В условиях дефицита, как терапевтов, так и узких специалистов, соблюдать введенные правительством сроки приема пациентов будет довольно затруднительно, подтвердил в беседе с Online47 терапевт, кардиолог Фарид Исламов:
«Безусловно, я согласен, что это идеальные сроки для приема больных. Человек должен попадать к участковому терапевту в течение суток. Это необходимо, чтобы была вовремя оказана нужная медицинская помощь. Но, к сожалению, реалии сегодня другие. И если в больших городах еще можно найти варианты, то в маленьких населенных пунктах организовать необходимую помощь, и сделать это в короткие сроки, бывает очень сложно».

Помочь больницам с кадрами, по мнению специалиста, может введенная с этого года отработка для медиков, а также снижение нагрузки на врачей и увеличение зарплат в бюджетных учреждениях:
«На мой взгляд, должно быть обязательное трудоустройство медиков в государственные больницы после окончания учебы. Кроме того, нужно внимательнее относиться к отработке студентов-целевиков. К сожалению, практика показывает, что многие из них не отрабатывают свой договор. Не менее важно – снижение нагрузки на врачей. Сейчас она довольно серьезная, особенно в городских медучреждениях. Участковый терапевт может работать не на один участок, а на два или три. Это приводит к выгоранию. В результате, врачи сами начинают болеть, выпадают из рабочего процесса, и очередь к специалистам возрастает еще сильнее».
Вместе с тем, Фарид Исламов отмечает, что пока реакция на введение обязательной отработки у студентов-медиков не самая положительная. Некоторые даже отказываются продолжать свою учебу. Тем не менее, он уверен, что в дальнейшем, когда процесс отработки будет налажен и станет нормой, относиться к ней будущие медики будут проще.

Люди имеют право на помощь
Нельзя забывать и о том, что россияне сегодня платят налоги, которые, в том числе, идут на содержание медицины. Поэтому, как подчеркнул депутат Госдумы VII созыва Сергей Вострецов в разговоре с Online47, люди вправе рассчитывать на своевременную и качественную помощь врачей:
«Люди сегодня платят налоги на медицину. Их не должно волновать, что у министерства или правительства проблемы с обеспечением работников в данной сфере. Человек заплатил деньги и имеет право на медицинское обслуживание. При этом, помощь должна быть своевременная. Мы для этого и вводили цифровизацию, проводили другие реформы в медицине. Но у нас половина врачей в платной медицине. Многие пытаются совмещать работу в госучреждении и частном секторе. С этим нужно наводить порядок. Не должен врач прыгать между двумя больницами, пытаясь заработать себе на жизнь».

Депутат согласился с тем, что повышение заработной платы в государственных больницах могло бы решить проблему. По его словам, если бы медикам там могли предложить достойные условия оплаты, 90% из них не стали бы уходить в частную практику:
«Надо создавать такие условия, чтобы идти в платную медицину было невыгодно. Конечно, есть узкоспециализированные врачи, вроде реабилитологов, чьи услуги могут быть платными. Но уж точно человек не должен идти к терапевту за деньги – это смешно. Специалисты общей практики обязаны быть в достаточном количестве в обычной районной больнице».
Эксперт подчеркнул, государство должно стать полноценным регулятором. На его ответственности сделать так, чтобы в систему здравоохранения приходило достаточное количество средств, и она работала качественно. Люди не должны заниматься поиском врачей и изворачиваться, пытаясь попасть на прием. Эти потребности должно закрывать государство.
Дарья Нестерова
Фото: Валентин Илюшин/Online47