«Возвращенный из смертной бездны»: 27 января – годовщина полного снятия блокады Ленинграда

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Почти 900 дней и ночей нацистские захватчики зверскими методами пытались сломить непоколебимый дух миллионов мирных жителей осажденного города

Сегодня, 27 января, отмечается годовщина со дня полного снятия блокады Ленинграда в 1944 году, окончания одного из величайших испытаний в истории России. Город-герой выстоял все 872 дня, находясь в окружении врага, переживая артиллерийские обстрелы, холод и голод. Ежедневно ленинградцам приходилось бороться за жизнь, причем не только в бою с оккупантами, но продолжая выполнять повседневные задачи. Теперь же эта дата относится к Дням воинской славы России, напоминая о стойкости людей и невероятной силе духа, которые помогли многим из них преодолеть немыслимые испытания.

От кольца осады к свободе

Полностью и на долгие годы перекрыть связь города с большой землей силы немецких нацистов и финских войск смогли 8 сентября 1941 года, оставив жителей без снабжения. Именно с этого момента начался самый страшный и трагичный период истории Ленинграда. Если в первые дни войны город населяло около трех миллионов жителей, то к ее окончанию осталось немногим больше 540 тысяч человек.

«11 сентября. Тревога началась в 22:30, стреляли, бомбили. Как раз, когда мы, я и Володя, стояли у 44 дома, метров за 200 разорвалась бомба. Мы прижались к стене, а над нами полетели стекла. Итак, первое боевое крещение! Как потом выяснилось, эта бомба упала на углу ул. Маяковского и Жуковского. Было жутковато, все небо озарилось красным заревом. Но раз жив, уже отлично! Только эта кончилась, началась другая… — из дневника Владимира Альтшулера. — 13 сентября. Неужели они возьмут город? Не верится! А если да, что делать? Хочется еще жить, жить, жить! Снаряды так и сыплются на город. Сволочи!».

И хоть сотни тысяч людей удалось эвакуировать, в блокадном городе остались миллионы, выживать которым по жестокому расчету врага приходилось порой в невыносимых условиях. Больше миллиона людей погибли из-за целенаправленных действий захватчиков, но эти страшные жертвы не стали напрасны, ведь в итоге мучители потерпели крах, так и не добившись своих целей.

«29 сентября. Издан указ наркома обороны о воинской повинности. Я и Коля Д. пошли с утра в вуз. Нас записали, — из дневника Владимира Альтшулера. — 3 октября. В 24 час принесли повестки их военкомата. 46 штук в наш квартал. В том числе мне, Борису, Коле. Всю ночь тревога за тревогой. Приблизительно каждые 15-20 минут прилетал самолет, сбрасывал несколько бомб в районе Смольного и улетал. И так все время. За ночь было четыре тревоги. Скорей бы война кончилась! Надоело!».

Дорога жизни

Наряду со стойкостью и мужеством жителей, помешавшим врагу склонить Ленинград, нужно упомянуть еще один из ключевых факторов, а именно, организацию Дороги жизни. Ледовая трасса через Ладожское озеро стала единственной ниточкой между осажденным городом и остальной страной. Ее открыли в конце ноября 1941 года, а функционировала она и зимой 1941–42, и в последующие годы, пока позволял лед.

По ней доставляли продовольствие, медикаменты, эвакуировали людей. По некоторым оценкам, свыше 1,6 млн тонн грузов, приблизительно 1,3 млн человек. Но это, отнюдь, не было безопасной прогулкой, ведь тяжелые автомобили шли по льду, рискуя провалиться под него, под огнем вражеской артиллерии и авиации. Так, те, кто всеми силами пытался сохранить жизни горожан, сами работали в нечеловеческих условиях.

«Из больницы я пошел домой на Разъезжую. Деда и бабушки там не было. По архивным документам, дед числился умершим в марте 1942 года, бабушка — в мае, — из воспоминаний Гелия Хейфица. — 31 марта 1942 года через Ладожское озеро, по последнему льду, наш детский дом эвакуировали в Ярославскую область. Сначала с Финляндского вокзала мы ехали до Ваганово поездом, потом на автобусах по ледяной трассе до Кобоны, где формировались эшелоны вглубь страны. Дорога была тяжелая и опасная. Не все одолели этот путь. Чей-то транспорт провалился под лед, кто-то попал под бомбы и пули немецких самолетов, но наша колонна добралась благополучно».

Попытки прорвать блокаду

Многие населенные пункты на территории Ленинградской области были оккупированы, включая Тихвин. Его освобождение в рамках советского контрнаступления осенью-зимой 1941-го стало первым поворотным моментом. Успех этой стратегической операции позволил восстановить железнодорожное сообщение с большой землей. Но хоть это событие подарило надежду на дальнейшее снабжение и эвакуацию, кошмары, которые выпали на долю ленинградцев, лишь начинались.

«Первыми зимой 1941-1942 годов умирали мужчины — белковый голод. Ранней весной 1942 года началась массовая смертность среди оставшихся в живых женщин. Свалились и мы с Верочкой. Дочку отправили в детский дом на углу улицы Марата и Невского проспекта, — из воспоминаний Нины Нониной. — Заведующая детдомом потом мне рассказывала, что девочку, не раздевая, положили на матрасик на печку, уверены были, что к утру умрет».

Начиная с сентября, советские войска предприняли, по меньшей мере, пять попыток прорвать блокаду Ленинграда. Но первый по-настоящему важный перелом в битве удалось достичь в ходе операции «Искра» в январе 1943 года. Тогда советские бойцы прорвали кольцо блокады, заняв Шлиссельбург и деревню Липки, открыв дорогу на запад через небольшой сухопутный коридор протяжением 8–11 км.

«1943 год — год почти непрерывных артиллерийских обстрелов города. Фашисты ведут прицельный огонь по местам наибольших скоплений ленинградцев. Верочка при словах диктора «Населению укрыться!» прятала голову под подушку. Очевидно, судьба всего остального беспокоила ее меньше, — из воспоминаний Нины Нониной. — Население в основном «не укрывалось». Иначе пришлось бы просидеть в укрытии большую часть рабочего времени. Жертв было много. Зачастую ими оказывались фронтовики, приезжавшие в Ленинград в командировку или кратковременный отпуск после ранения. Фронт рядом — солдат в город отпускали часто».

И хоть в тот момент могло показаться, что самое страшное уже позади, добиться освобождения Мги в кратчайшие сроки, чтобы восстановить железнодорожное сообщение с Ленинградом, не удалось.

Полное снятие блокады

Добиться полного снятия блокады смогли лишь в 1944 году. Тогда Красная армия последовательно нанесла врагу десять мощных ударов, первый из которых известен как Ленинградско-Новгородская операция. Вытеснить захватчиков удалось ударом с Ораниенбаумского плацдарма. Несмотря на отчаянные попытки сопротивления, красноармейцы неуклонно шли вперед.

«Лишь на четвертый день мы подошли к городу Красное Село, где закрепились, и наступление было временно приостановлено. На кладбище немцы создали большой укрепрайон. […] Только 19 января, когда со стороны Ленинградского шоссе подошел танк, поддерживаемые его огнем, мы к вечеру ворвались в Красное Село. На следующий день, 20 января, немцы стали отступать, и мы начали пробиваться к Стрельне, — из воспоминаний Гирша Голубицкого. — После встречи с воинами, наступавшими из района Ораниенбаума, в поселке Лузино мы снова вступили в бой за родную ленинградскую землю. Мы преследовали немцев, двигаясь в направлении города Кингисепп».

После того, как солдаты Красной армии отогнали немцев на достаточное расстояние, 27 января 1944 года жители блокадного города увидели в небе над регионом праздничный салют в 24 залпа из 324 орудий. Именно этот день стал символом непоколебимого мужества и стойкости — как тех, кто сражался на фронте, так и тех, кто словом и делом не дал Ленинграду преклонить колени перед врагом.

Не пропустите

Как и тогда, сегодня это не просто дата в календаре, а напоминание о том героизме и самопожертвовании, который проявили люди в самых тяжелых обстоятельствах. Блокадники — это живой пример мужества и стойкости народа, свидетельство непоколебимости духа города-героя. И такие страницы истории, как бы порой не было больно о них вспоминать, достойны того, чтобы их сохранять и передавать новым поколениям.

В материале использованы цитаты людей из сборника воспоминаний блокадников «Блокадной памяти страницы».

Фото: Валентин Илюшин/Online47