Россиянам начали рассылать уведомления об уплате налогов за 2025 год. До 1 декабря нужно успеть оплатить налоги на землю, транспорт и иное имущество. Однако, помимо привычных начислений этой осенью ФНС могут выставить счета по новым категориям, за которые раньше россиянам платить не приходилось.
Что облагается налогом в текущем году, где искать уведомления и на что обратить внимание при оплате, расскажет Онлайн47.
Какие налоги начисляют осенью
Прежде всего, россиянам, конечно, начислят привычные всем налоги, которые мы ежегодно оплачиваем до 1 декабря. А именно:
- транспортный налог (за автомобиль ли другое средство, которым Вы пользовались в 2025 году);
- земельный налог (рассчитывается от кадастровой стоимости участка. Ставки устанавливают муниципальные власти);
- налог на имущество физических лиц (квартира, дом, гараж, машино-место и прочие объекты);
- НДФЛ.

Относительно последнего пункта стоит отметить, что обычно человек не приходится самостоятельно платить НДФЛ. Его уплачивал работодатель. Однако, в 2026 году некоторым могут прийти доначисления. Это возможно, если в течение года доходы поступали от нескольких работодателей или других налоговых агентов. Каждый из них видит только свои выплаты и считает налог исходя из них. Если в общей сложности налога удержали меньше, то разницу придется доплатить самостоятельно.
С 2025 года в России действует новая прогрессивная шкала НДФЛ. С первых 2,4 млн рублей дохода за год удерживают 13%, с дохода от 2,4 до 5 млн — 15%, от 5 до 20 млн — 18%, от 20 до 50 млн — 20%, а с суммы свыше 50 млн — 22 . Повышенная ставка применяется только к части дохода сверх соответствующего порога, а не ко всей сумме.

pxhere.com
Есть некоторые изменения и относительно того, как теперь начисляется транспортный налог. Он рассчитывается налоговой службой на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Ставки устанавливаются региональными законами. Для Ленобласти и Петербурга размер налога зависят от мощности двигателя и категории транспортного средства. Для грузовых автомобилей на ставку влияет не только мощность, но и возраст машины. Если автомобиль был в собственности неполный год, налог начисляется по периоду пользования.

При этом, начислят транспортный налог не всем. Есть категории, которые освобождаются от него. В Ленобласти это:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы и ордена Трудовой Славы;
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и других мест принудительного содержания;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и те, кто участвовал в испытаниях ядерного оружия;
- один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в многодетной семье (при наличии трех и более детей до 18 лет);
- один из родителей ребенка-инвалида.
Как правило, льгота предоставляется только на одно транспортное средство.

За что еще придется платить в 2026-м
Помимо того, что некоторым придется доплачивать НДФЛ, столкнуться россияне могут и с другими видами начислений. Один из них – налог с процентов по вкладам. Впервые россияне заплатили его в 2024 году с процентов, полученных в 2023-м. Сейчас налог начислят за доходы 2025 года.
При расчете налога учитывают проценты по рублевым вкладам и счетам, в том числе накопительным. Исключение — рублевые вклады, по которым ставка в течение всего года не превышала 1%, а также счета эскроу. Самостоятельно считать и декларировать такой доход не нужно: банки передают все сведения в ФНС.

Налог начисляют не на сам вклад и не на все проценты, а только на сумму сверх необлагаемого лимита. За 2025 год он составляет 210 тысяч рублей.
Дополнительно россиянам в 2026 году начисляют НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах. Это относится к кредитам и ипотеке.
Тут важно понимать, что само их наличие еще не гарантирует, что Вам придется с этого что-то платить. По закону, материальная выгода может возникать при займах (кредитах), если:
- процентная ставка по договору меньше 2/3 ключевой ставки ЦБ РФ (в рублевой валюте);
- ставка меньше 9% годовых (в иностранной валюте).

Также за материальную выгоду могут посчитать покупку ценных бумаг, если Вы приобрели их по цене иже минимальной рыночной цены на бирже в день сделки. То же самое касается приобретения товаров и услуг. Если цена была ниже той, по которой лицо продает товары (работы, услуги) сторонним покупателям, начислят налог.
Налоговый вычет может прийти и на действующий ипотечный кредит. Для расчета материальной выгоды сначала определяют ориентир — по закону это две трети ключевой ставки ЦБ. Если же ставка по кредиту у Вас ниже той, что установлена Центробанком, то это могут посчитать за выгоду и разницу обложить НДФЛ.

Налоги для самозанятых и ИП
В 2026 году набор налогов для ИП зависит от выбранного режима налогообложения, наличия сотрудников и имущества. Фиксированная часть взносов «за себя» у индивидуальных предпринимателей выросла: если в 2025 году она составляла 53 658 рублей, то теперь — 57 390 рублей. Дополнительный взнос в размере 1% с дохода свыше 300 000 рублей тоже подорожал: его предельная величина в 2026 году — 321 818 рублей.
Сроки уплаты остались прежними: фиксированную часть нужно перечислить не позднее 28 декабря 2026 года, а дополнительный процент — до 1 июля 2027-го.

Если ИП зарегистрировано не с начала года или закрыто в середине года, взносы рассчитываются пропорционально отработанным месяцам.
Налоги начислят и для самозанятых. Лимит годового дохода — 2,4 млн рублей. Ставки: 4% при расчетах с физическими лицами и 6% — с организациями и индивидуальными предпринимателями.
Где искать оповещение и как оплачивать
Большинству россиян уведомления о начислениях придут в личном кабинете на сайте ФНС и на «Госуслугах». Но, конечно, отправку почтой тоже никто не отменял. Так что, если сервисами не пользуетесь, то стоит почаще заглядывать в почтовый ящик.
Уведомление считается полученным с момента его размещения в личном кабинете. Если Вы его не прочитали, это не освобождает от уплаты налога и не приостанавливает начисление пеней.

Однако, уведомления может не быть, если человек полностью освобожден от налога или сумма составляет не больше 300 рублей.
Правильность начислений можно проверить на сайте ФНС России. Там доступен сервис «Налоговый калькулятор — Расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц». Можно указать кадастровую стоимость, площадь объекта, ставку, период владения, льготы — и получить справочную сумму налога. Но важно понимать, расчет носит справочный характер: точную сумму определяет налоговая служба и указывает в уведомлении. Если обнаружили расхождение, следует обратиться в налоговую за перерасчетом.

pxhere.com
Оплатить можно несколькими способоми:
- через отделения банков и их терминалы с использованием штрих-кода или QR-кода для быстрой оплаты;
- в личном кабинете на Госулсугах;
- на сайте ФНС России «Уплата налогов и пошлин физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»;
- через приложение «Налоги ФЛ».
Как и всегда, все налоги для физических лиц оплачиваются до 1 декабря. Что касается ИП, то фиксированные взносы за себя оплачиваются до 28 декабря текущего года. Срок уплаты годового налога за 2026 год для ИП — до 28 апреля 2027 года.
Если пропустить сроки оплаты, задолженность отражается на едином налоговом счете, и на нее ежедневно начисляются пени. Они рассчитываются исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки. После оплаты долг исчезает в течение десяти дней — столько требуется на обработку платежа.
Фото: pxhere.com; Валентин Илюшин/Онлайн47
