24 июля 2019. 08:44

Умные медицинские роботы спасают от смерти

Специалисты Санкт-Петербургского Медико-социального института (СПбМСИ) представили журналистам «умных роботов»-имитаторов с интеллектом и способностями, крайне полезными для обучения медиков.

Учебно-лечебная польза

Проект одобрил Минздрав, и такие Центры могут появиться разных субъектах РФ, в том числе, и в Ленобласти. Даже самые прозорливые фантасты, кажется, в полной мере не представляли, что роботы-симуляторы и манекены-имитаторы способны принести медицине огромную учебно-лечебную пользу в педиатрии, терапии, гинекологии, акушерстве и даже хирургии.

Не прав был герой известного фильма, когда говорил, что «тренироваться лучше на кошках». В данном случае, студенты и уже состоявшиеся врачи получают уникальную возможность отрабатывать разные медицинские методики на необычных пациентах – двойниках настоящих. Они учат не только лечить, но и спасать в экстренных ситуациях.

Основная идея учебного процесса – умение экстренно оказывать помощь в ситуациях, максимально приближённых к реальным. «Идеальная учебная модель, – считает первый проректор СПбМСИ Светлана Макаренко. – Подобные методики используют и Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова, и Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика Павлова. И наши наработки не менее перспективны. Тем более что занимаемся не только аттестацией, но и переаттестацией – работаем не только со студентами, но и с врачами».

От школьников до спасателей

Кроме того, она рассказала, что часто не просто зрителями – участниками занятий становятся школьники, начиная с шестого класса, а с ними приходят учителя и родители. Взрослые видят, насколько заинтересованы дети. Наверняка среди них есть будущие врачи: главное, вовремя этот интерес обнаружить и развивать, и в этом смысле, медицинские роботы – в помощь.

Работает Центр Медико-социального института и со спасателями МЧС по специальной программе оказания доврачебной помощи. О том, что такая помощь востребована, свидетельствуют данные Минздрава (только от внезапной остановки сердца в нашей стране ежегодно умирает до 300 тысяч человек).

Интересно, что в нашей стране роботы-симуляторы появились чуть больше десяти лет назад. Первым центром стал – Казанский центр обучения ВМТ (2008 год). А первый мультидисциплинарный центр, оборудованный симуляторами был открыт при Управлении делами Президента РФ в 2011 году.

Профи и народная реанимация

Кстати, медицинские роботы, которые служат «живым» учебным пособием, как говорят медики, «высокой реалистичности», скоро станут обычным учебно-методическим оборудованием региональных Центров симуляционного обучения (ЦСО). Уже есть документы, регламентирующие работу этих структур.

Проректор по административной работе и дополнительному профессиональному образованию СПбМСИ Александр Лапотников объясняет, что особенно стоит гордиться работающими в институте людьми, которые держат марку старейшей петербургской школы. Приём вместе с сильным профессорским составом – подающая надежды молодёжь.

«Когда медики лечат и спасают пациентов-роботов во время занятий – видим руки: понятно, на что способен тот, кто оказывает помощь, – говорит он. – В то же время, эти учебные модели учат чёткости и быстроте действий».

Интересно, что Лапоников – сторонник так называемой «народной реанимации». Он поддерживает общероссийский проект, который сейчас широко обсуждается – создания и установки в общественных местах отечественных автоматических наружных дефибрилляторов – приборов, позволяющих спасать человека при остановке сердца.

«Такие приборы должны быть в больших торговых центрах, аэропортах, вокзалах и так далее – хоть один человек, способный оказать доврачебную помощь, на несколько десятков людей оказавшихся рядом, найдётся, – уверен проректор. – А при наличии специальных учебных программ, таких спасателей со временем будет становиться больше, на что нацелена и работа нашего Центра».

Евгения Дылева

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.