Ольга Васильева – о питании в школе, ЕГЭ, оценках в аттестате и зарплате учителей

Как в 2020 году будет устроена школьная жизнь

Министр образования Ольга Васильева рассказала накануне своего юбилея (13 января) журналистам о «меню» перемен в этой важной отрасли.

Запрет фастфуда и «сладких историй»

Министр (как любая нормальная мама) считает, что хорошо учиться может только ребёнок, который нормально питается. Поэтому высказалась против «вредных роботов» – вендинговых автоматов, которые пичкают школьников всякой-всячиной, способной испортить желудок и настроение.

"На территории образовательных учреждений их быть не должно, – заявила она "Российской газете" во время "Делового завтрака". – Я против вендинговых автоматов в школе и всей "сладкой истории" – с печенюшками, чипсами и газировкой".

По её словам, ситуация с питанием в школах зависит как от системы, принятой в регионе, так и от руководителя, осознающего, что приготовленные непосредственно в школе завтраки и обеды качественней и вкуснее приготовленных вне.

"Если школа готовит сама, обед получается гораздо вкуснее, чем если бы в нее привозили полуготовый продукт и разогревали", – уверена Ольга Васильева.

Министр советует к решению таких проблем подключить родительские комитеты.

В аттестате не будет троек за то, что «медведь на ухо наступил»

Сегодня в "меню перемен" от министра Васильевой, и новости, связанные со школьными оценками. Она подтвердила, что скоро станет реальностью новый порядок выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании.

"Этот порядок позволит закрепить право школы ставить "зачтено" за такие предметы, как "Изобразительное искусство", "Музыка" и "Физкультура"", – уточняет министр.

И добавляет, что в корне неправильно ставить в аттестат ребёнку тройку только потому, что ему "медведь на ухо наступил".

Что нового в ЕГЭ

Ольга Васильева сообщила также, что резких перемен в системе сдачи ЕГЭ не предвидится.

"В девятом классе никаких новых обязательных экзаменов не планируется: ни по иностранному языку, ни по истории, ни по какому-либо другому предмету, – успокоила министр. – Ребята по-прежнему будут сдавать обязательные русский с математикой и два предмета по выбору".

Что касается иностранного языка, со сдачей которого то и дело звучат вопросы с «галёрки», то федеральный центр намерен выбрать 19 пилотных регионов с тем, чтобы опробовать разные варианты.

По словам министра, обсуждается и вариант раздела ЕГЭ по иностранному языку на два уровня: базовый и профильный. Профильный уровень пригодится тем выпускникам, кто собирается поступать на "языковые" специальности в вузы».

Не пропустите

Об экспертизе учебников

Экспертиза учебников, наконец-то, стала государственной прерогативой, и это большая победа, – считает министр.

"Должно остаться максимум три линейки по каждому предмету – самые качественные. Мы к этому придем постепенно, без больших потрясений", – пообещала она.

Новая модель учительской зарплаты

Законодатели и чиновники сегодня работают над поправками в Трудовой кодекс, чтобы стала реальностью единая модель оплаты учительского труда.

Министр обещает, что на федеральном уровне будут прописаны «базовые гарантии», обойти которые местные власти не смогут.

"Боремся за то, чтобы 70% фонда оплаты труда учителей гарантированно уходило на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю, – объяснила Ольга Васильева причину недовольства учителей ряда регионов. – Только 30 процентов должно выделяться на разные надбавки… Пока проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, набавки и стимулирующие выплаты. Далеко не все эту пропорцию – "семьдесят на тридцать – соблюдают".

Новая система, позволяющая это избежать, уже опробована в медицинской сфере. Министр образования надеется, что она позволит решить и кадровые проблемы в образовании, где пока ощущается нехватка учителей иностранного языка, информатики, математики, физики и начальных классов.

Когда учителей избавят от бумажной волокиты

На этот вопрос министр ответила просто:

"Мы определили четыре документа, которые должны быть: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник. Все. Любые другие бумаги - о субботниках, прививках, партах и тому подобное - не должны быть заботой учителя".

Правило "четыре документа для учителя" будет закреплено законодательно.

Ожидается, что более чем на 30% снизят нагрузку по отчетности и обновленные федеральные государственные стандарты (ФГОС).

"Мы добавили то, без чего в современном мире уже нельзя. Например, ОБЖ: появились модули про безопасность на транспорте и в информационном пространстве. Технология. Здесь отдельный модуль про робототехнику, конструирование моделей и программирование. Информатика: соблюдать сетевой этикет, обеспечивать личную безопасность при общении в соцсетях. Зафиксированы изучаемые языки программирования. Это позволит в ближайшей перспективе перейти к компьютерной форме ЕГЭ", – уточнила Ольга Васильева.

Что делать с возрастом

Министр с сожалением признаёт, что, несмотря на большую численность – 60-70 тысяч абитуриентов, ежегодно поступающих в педагогические вузы страны, около трети российских учителей – пенсионеры. Но видит выход:

"Сейчас педагогические вузы меняют отношение к практике – ее будет больше, она будет начинаться раньше, – объясняет она. – И мы очень надеемся на то, что в школах появятся наставники для молодых специалистов: старшие и ведущие учителя... Ждем не только молодых, но и опытных специалистов - до 55 лет. Логика простая: квартиру в городе можно будет оставить взрослым детям, а самому начать жизнь в другом месте, заниматься сельским хозяйством. Думаю, это может заинтересовать многих".

По предложению Министерства, уже в следующем учебном году будет выделено 88 тысяч бюджетных мест в вузах на такое направление, как "образование и педагогические науки".

О том, что происходит в Ленобласти

Говоря о кадровых проблемах, министр отметила, что они сведены на нет там, где власти действительно заботятся о качестве образования.

В сфере образования Ленобласти, например, сегодня работают более 22 тыс. педагогов. Их средний возраст – 42 года (54% от общей численности), что существенно ниже, чем в среднем по стране.

"При этом уровень удовлетворённости качеством образования у нас составляет 85,5%. Причём мы в тройке регионов-лидеров по результатам организационно-технологического сопровождения ЕГЭ, – отмечает председатель комитета общего и профессионального образования Ленобласти Сергей Тарасов. – А так как есть заинтересованность в системных результатах, которые невозможны без грамотной работы с кадрами, поддерживаем инициативы, направленные на качественные улучшения. Например, присоединились к социальной программе "Земский учитель", позволяющей привлекать педагогов в небольшие города и сельскую местность".

Планируется, что участие в программе "Земский учитель" в этом году примут около 4,5 тысячи учителей, и единовременные выплаты получат в 2020-м более 1,8 тыс. человек, а в 2021 году - более 1,3 тысяч, в 2022 году - более 1,2 тысяч.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин