Минпросвет включил в федеральный перечень учебников новые издания, которые разрешено использовать для обучения детей в российских школах. В нём уже больше 2300 наименований, причём 95 из них – одобрены специальным научно-методическим советом и ждут окончательного утверждения. Но вот вопрос: насколько оправдано пополнение списка?
О новых изданиях
Подсчитано, что в прошлом году эксперты совета проштудировали 229 новых учебников. Чуть меньше половины из них они завернули на дополнительную экспертизу, а 22 – решительно отвергли.
В числе новых – необходимые регионам учебники по родным языкам и восемь – для школ, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, это учебники по обществознанию, кибер- и финансовой грамотности.
Что думают родители
Между тем, родители, эксперты и педагоги давно говорят о неразберихе в учебной литературе.
«Пришел ученик домой, открыл учебник межгалактических перелётов, и так увлёкся, что пропустил новость о запуске космического корабля к самой дальней от Земли во Вселенной планеты – Нептун… Вот это – по-настоящему новый учебник, – шутит мама двоих детей из Всеволожска – Оксана Соболева. – А серьёзно: пока всё не так – глаза разбегаются. Мне, например, особенно трудно: так вышло, что дети – пятиклассник и шестиклассник учатся в разных школах. Изначально – по разным программам. Кто бы и что не говорил о самостоятельности, я своим школярам помогаю. Выяснила, что нет единого подхода к одной и той же теме – даже способы решения аналогичных математических задач – часто разнятся».
Новых учебников сейчас – множество, но при этом очень трудно понять, какой именно может быть наиболее полезным для ребёнка. Решаем – не мы, и всё же хотелось бы большей ясности.
Экспертное мнение
«Наверняка меня назовут ретроградом, но уверен, что в азах точных наук и в методике изучения классической литературы, например, за десятилетия ничего не изменилось, – высказывает свой взгляд на новшества в списке учебной литературы доктор экономических наук, профессор, преподаватель Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Осипов. – С необходимостью толковых учебников по финансовой грамотности и киберграмотности трудно спорить. Но учитывая объёмы современных школьных программ, думаю, было бы правильным эти новые дисциплины оставлять для так называемой внеурочки, а заодно рекомендовать для «воскресных» домашних чтений».
По словам эксперта, особо ценна учебная литература по информационной безопасности, которую надо изучать родителям, которые непременно должны интересоваться виртуальной жизнью своего чада.
«Как экономист, не могу не ратовать и за учебник по финансовой грамотности, – признаёт он. – Но вспомним, что глубокое изучение даже самых азов любого предмета требует собранности и особенно – интереса от ученика, а главное – хорошей подготовки от учителя. Никого не хочу обижать, но средней школе сейчас не до крепких знатоков экономики. Параллельно с учебниками должны появляться специальные курсы подготовки таких педагогов».
Вместе с тем, эксперт полностью поддерживает разнообразие учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья (а таковых, к сожалению, становится с каждым годом больше) и те, что предназначены для национальных школ.
Фото: Валентин Bлюшин/Online47