Начавшийся год обещает еще одну интересную зарубежную кампанию. Это выборы в германский бундестаг, намеченные на 23 февраля. О том, какие вызовы и возможности есть перед основными германскими политическими силами на современном этапе, Online47 спросил у сенатора РФ Сергея Перминова, еще на старте 2024 года предполагавшего о том, что выборы в ФРГ окажутся досрочными.
Итак, новый 2025-й Германия, как к этому и шло, встречает на политическом распутье?
— Для начала, давайте немного коснемся предыстории вопроса. В кажущемся теперь уже таким далеким 2021 году расстановка политических сил в Германии существенным образом изменилась. СДПГ провела блестящую по своему исполнению кампанию, которая позволила Олафу Шольцу возглавить правительство. Чтобы достичь победы, социал-демократы провели серьезную работу над ошибками. Воспользовавшись внутренними конфликтами в рядах своих оппонентов, они смогли стать в глазах избирателя той партией, которая продолжит прежний курс Ангелы Меркель, обеспечивавший стабильность. Все, от плакатов до публичных выступлений, было максимально выверено. Это позволило партии за три месяца увеличить рейтинг на 10% процентов и обойти ХДС/ХСС. Казалось, что в стране наступает эра социал-демократии, которая позволит забыть о годах прозябания в оппозиции.
Но реальность оказалась совсем иной. После начала украинского кризиса в Берлине приняли решение солидаризироваться с Вашингтоном и отказаться от сотрудничества с Россией. Страна потеряла дешевые нефть и газ, которые являлись одной из составляющих экономического успеха Германии. Цены взлетели буквально на все, ряд производств стал нерентабельным, что стало причиной их закрытия и миграции в США. Начался экономический кризис, с которым правительство не может справиться и по настоящий момент.
В этой ситуации люди стали требовать от канцлера ответов. Но ни у него, ни у его партии их не было. Действовать быстро не получалось ввиду структуры кабинета, в который вошли представители трех партий, среди которых СвДП. Его публичный стиль действий, который ранее приносил ему дивиденды, так как уподоблял Меркель, начал раздражать. Канцлера стали считать слишком нерешительным, неспособным взять на себя ответственность. Накопившееся недовольство поначалу сказывалось на рейтинге, а потом вылилось в почти регулярные проигрыши на земельных выборах. 2024 год стал кульминацией неудач. В Саксонии и Тюрингии социал-демократы еле прошли в земельные парламенты. В Бранденбурге хотя и была одержана победа, но им в затылок дышала «Альтернатива для Германии».
На востоке страны последняя вернула себе утраченные позиции. В Тюрингии она оказалась сильнейшей партией. Глухота кабинета к проблемам рядовых немцев привела к существенному росту позиций правых и на федеральном уровне. Их были готовы поддержать 19% избирателей, что превращало их во вторую по силе партию. Отказ СДПГ от ряда базовых ценностей привел к появлению на левом фланге новой силы в лице «Союза Сары Вагенкнехт». Она не только смогла пройти в ландтаги, но и начала претендовать на места в федеральном парламенте. Поглотив электорат «Левых», объединение теперь угрожало расколоть уже базу поддержки партии Шольца.
Вряд ли социал-демократы, учитывая наличие таких опытных политических администраторов как Ларс Клингбайль, не осознавали масштабов бедствия в виду приближающихся федеральных выборов. Похоже, они надеялись, что правительство все же просуществует до осени, поэтому у них будет время, чтобы подготовиться. Тем более что опыт победы в сложных условиях у них уже был. Но у СвДП и ее лидера Кристиана Линднера были другие планы. Партия теряла один земельный парламент за другим. Федеральный рейтинг опустился ниже проходного барьера в бундестаг. Свободные демократы, учтя итоги выборов в США, решили действовать на опережение и сознательно пошли на развал коалиции. Линднер еще раз подтвердил свою репутацию ненадежного партнера и доказал, что разрыв между СвДП и СДПГ в 1982 году не был случайностью. В итоге досрочные выборы стали реальностью.
На что в этих изменившихся условиях остается надеяться партии канцлера Шольца — СДПГ?
— Привычка социал-демократов начинать подготовку заранее позволила им не оказаться полностью застигнутыми врасплох. Еще в начале октября они заменили своего генерального секретаря — ключевую фигуру, отвечающую за реализацию кампании. Им стал депутат Маттиас Мирш, имеющий немалый опыт побед в своем избирательном округе. В СДПГ также определились с тем, что их предвыборная стратегия должна быть полностью посвящена вопросам экономики. В качестве основного соперника был определен блок ХДС/ХСС и Фридрих Мерц.
После распада коалиции остро встал вопрос о будущем кандидате на пост канцлера. Олаф Шольц отказался уступать место кому-либо еще, полагая, что сможет повторить успех 2021 году. Однако все опросы показывают, что он находится в числе самых непопулярных политиков Германии. Многие хотели бы видеть на его месте Бориса Писториуса, имеющего высокий рейтинг как среди социал-демократов, так и избирателей в целом. Отказ партии от его выдвижения серьезно осложняет ее шансы на победу. Только 19% считают, что Шольц будет хорошим канцером. Это соответствует предпоследнему месту среди всех потенциальных кандидатов. Даже среди сторонников СДПГ в его пользу высказываются лишь 64%, а 25% поддерживают Роберта Хабека (Союз-90/«Зеленые»).
Безусловно, у социал-демократов есть определенные достижения. Например, они смогли добиться повышения размера минимальной оплаты труда. Но проблем, с которыми они не смогли справиться, гораздо больше. Избиратели считают, что Шольц и партия забыли о своей социальной направленности. Это впечатление усиливается и агитацией их оппонентов слева – «Союза Сары Вагенкнехт». Они требуют внимания к реальным проблемам общества, равно как и отказала от поставок оружия на Украину. Ранее подобные идеи были близки влиятельному левому крылу в СДПГ, которое сейчас молчит. Союз располагает и определенными финансовыми ресурсами для ведения кампании. Например, в марте он получил очень крупное пожертвование от жителя земли Мекленбург-Передняя Померания в размере чуть более 4 млн евро.
Шольц пытается перехватить повестку и убедить, что ХДС/ХСС и Мерц не будут заботиться о рядовых немцах так, как социал-демократы. Он также заявил, что не будет поставлять ракеты «Taurus» Киеву, намереваясь тем самым лишить аргументов ССВ и привлечь тех, кто опасается радикализма блока ХДС/ХСС на украинском направлении. По данным опросов, число тех, кто считает, что ФРГ передает слишком много оружия, впервые превысило остальные группы. Поможет ли все это ему достичь лидерства? Пока опыт его руководства слишком непривлекателен. Рейтинг партии замер и держится на уровне 15%.
Стать канцлером стабильности не позволяют внешние обстоятельства. США декларируют смену подходов, Мерц также немного смягчил свою риторику в отношении России. СДПГ никогда не рассматривалась жителями ФРГ как максимально компетентная в экономических вопросах. При этом люди не чувствуют, что она уделяет должное внимание социальной справедливости – ее ключевому преимуществу. При этом запрос на нее присутствует. Людей беспокоят вопросы пенсионного обеспечения, доступности жилья и ряд других. Если политтехнологам социал-демократов все же удастся достичь прогресса и убедить избирателя в обратном, то шансы на достойный результат увеличатся. Пока он выглядит как второе место в общем зачете.
Но партия не оставляет и лидерских амбиций. Атака на СвДП — это не только эмоции, но и расчет, призванный лишить блок ХДС/ХСС их естественного союзника. С «Зелеными» ввиду их левой направленности ему будет сложнее договариваться. Они не стали выходить из коалиции и воздержались при голосовании по вотуму доверия. Мост для сотрудничества с СДПГ ими сохраняется. Если СвДП не пройдет в парламент, а христианские демократы не сумеют договориться Хабеком, то у Шольца появится шанс на попытку сформировать кабинет со второго места. Для этого двум партиям необходимо в совокупности набрать больше, чем ХДС/ХСС.
Но даже и это второе место пока еще необходимо завоевать, чтобы иметь шанс хотя бы войти в новое правительство.
А как ощущает себя оппозиционный до настоящего времени блок ХДС/ХСС — готовится к канцлерству?
— Проигрыш блока в 2021 году спровоцировал внутренний разброд и шатания в рядах христианских демократов. Им было довольно трудно выбрать лидера, который бы снова смог их объединить и вернуть веру в будущее. В начале 2022 года все предполагали, что Фридрих Мерц — фигура временная, задача которой перезапустить партию, передав ее лидеру, который и поведет ее на выборы в 2025 году. Однако украинский кризис и последовавшие за ним проблемы кардинально изменили ситуацию. Нахождение в оппозиции оказалось довольно выгодным, поскольку не требовало решать какие-либо вопросы и брать личную ответственность. Для роста симпатий было вполне достаточно почаще критиковать кабинет и бичевать осторожного Шольца, который «не умеет руководить». Уже в феврале 2022 году рейтинги СДПГ и ХДС/ХСС пересеклись, а с мая последний начал уверенно лидировать.
От Фридриха Мерца не требовалось «покаяния», поскольку он не участвовал ни в каких решениях, осуждение которых захлестнуло страну в 2022 году. Еще в первой половине 2000-х годов он полностью ушел из политики, проиграв борьбу за власть Ангеле Меркель. Перейдя в бизнес, заработал там очень неплохое состояние. Только в 2018 году он посчитал, что снова настало его время, и стал бороться за председательство, которого сумел добиться только с третьего раза. Работа партии над ошибками была проведена практически сразу после поражения в 2021 году. Победы на земельных выборах показывали, что ее подход пользуется успехом. Главный вопрос, который предстояло решить Мерцу, касался лидерства. Сначала был устранен Ральф Бринкхаус, и Мерц объединил в своих руках посты председателя партии и главы ее фракции в бундестаге. Постепенно из федерального фокуса внимания ушел популярный глава земли Северный Рейн-Вестфалия Хедрик Вюст.
В 2024 году удалось достигнуть понимания и с главным оппонентом – главой Баварии Маркусом Зедером (ХСС). В 2021 году именно его жесткое противостояние с Армином Лашетом не позволило ХДС/ХСС достичь внутреннего единства. Таким образом в настоящий момент Мерц находится в той ситуации, которая имела место в СДПГ в 2021 году, а именно лидер единой партии с высоким уровнем поддержки. Избиратели считают, что из всех четырех претендентов он был бы лучшим канцлером. Ключевыми темами федеральной кампании являются ситуация в экономике (34%), в том числе проблема инфляции, миграция (23%) и энергетика и климат (15%). ХДС/ХСС всегда считался самым компетентным в первой сфере. Давно ужесточил позицию по второй и ему есть что сказать по третьей. От Мерца и его партии для победы пока требуется просто «не навредить» тренду и грамотно отражать атаки оппонентов. Сейчас рейтинг политической силы колеблется на уровне 30%.
При этом у христианских демократов есть серьезная проблема в лице партии «Альтернатива для Германии». Они пока так и не нашли инструментов для сдерживания роста ее популярности на востоке страны. В располагающихся там землях она является второй, а иногда и первой политической силой. На федеральном уровне ее рейтинг выше, чем у всех остальных конкурентов ХДС/ХСС. Она не только действует на фланге блока, тем самым отбирая у него сторонников, но и научилась привлекать молодежь лучше, чем любая другая партия. Земельные выборы показывают, что ее избиратели довольно монолитны и практически не подвержены влиянию других партий. Кроме того, появился и неожиданный внешний фактор, который может прибавить ей симпатий среди жителей Германии. Ее открыто стал поддерживать Илон Маск. Он даже написал колонку для одной из немецких газет, в которой не только назвал АдГ «последней искрой надежды» для ФРГ, но и похвалил ее подходы к управлению экономикой.
Если в победе ХДС/ХСС все же довольно трудно сомневаться, то переговоры о формировании коалиции вряд ли будут для блока столь простыми. В ходе кампании ему жизненно необходимо конвертировать текущий рейтинг в реальные голоса, а в идеале — нарастить их количество. Полученный процент не должен уступать совокупному результату СДПГ и «Зеленых». Для этого ему необходимо не допустить перетоков к АдГ и СвДП. Однако свободные демократы не должны быть и слишком ослаблены, так как они являются для него идеальным партнером по кабинету. «Большая коалиция» с СДПГ все-таки не очень привлекательный вариант, хотя и возможный. Относительно сотрудничества с «Зелеными» имеются возражения со стороны членов ХСС, которые пока не хотят их видеть в качестве партнера.
И, подводя черту, можно ли ждать от германских выборов сюрприза?
— Победа ХДС/ХСС в настоящее время выглядит вполне очевидной, если на ход кампании не начнут влиять непредвиденные факторы. СДПГ необходимо технологическое чудо, чтобы нарастить свой рейтинг хотя бы до уровня 2021 года. У социал-демократов сильная команда профессионалов. Партия будет активно использовать интернет-коммуникации. Но времени очень мало. Ее итоговый результат будет зависеть от того, на сколько успешно партия сумеет визуализировать свои идеи и смыслы и донести их до избирателя. Эксперты полагают, что за такое короткое время может сыграть только ставка на эмоциональный аспект. Будущий состав правительства будет зависеть от многих косвенных факторов и балансов. Итоги этого острого соревнования политтехнологов выяснятся уже довольно скоро.
Фото: Online47