Спустя месяц после начала специальной военной операции России на Донбассе и Украине наши военные заявили об окончании первого ее этапа. Как почти сразу стало известно, это означает только то, что, теперь просто начинается этап следующий, а в целом – «всё идет по плану».
Но любые военные действия - это, как говорят экономисты, ещё и ресурсное противостояние.
Для оценок обстановки на экономических фронтах месяц – это, конечно, маловато, но, судя по тому, что говорят экономисты и сообщают СМИ, кое-какие результаты уже достигнуты.
Ключевое – в обзоре Online47.
По большому счёту
Российские экономисты-аналитики полагают, что теперь уже можно утверждать: экономическое противостояние мы выигрываем.
Аргументы экспертный ТГ-канал перечисляет следующие:
«Рынок ОФЗ удержан, рынок акций удержан».
«Приняты фундаментальные решения по запрету оттока капитала, который мешал развиваться экономике».
«Отменено бюджетное правило. Введено требование продажи валютной выручки экспортерами. Отменен НДС на золото».
«Озвучено требование закупать газ за рубли».
«Озвучены программы поддержки и развития экономики».
«Запрещен экспорт зерна и удобрений!» - именно так, с восклицательным знаком.
«Ждем МинПромТорг и новые программы ФРП (Фонда Развития Производства)».
Ещё один всем, кроме президента США, очевидный факт в пользу того, что в первый «адский» натиск мы не просто устояли, но и выиграли – это курс рубля.
В США, судя по хвастливой ошибке Байдена, рассчитывали, что он скакнет к отметке 200 за доллар.
А наш рубль, взлетев на пике до 120 за $1, уже снизился до 84 и мелочь в периоде.
Контрудары
Газ за рубли – это, конечно, наш контрудар.
Причем, точно в ту точку, которая взламывают непробиваемую, как грозились, круговую поруку санкций.
«Европейский Союз, несмотря на бодрые заявления, что не будет платить за газ, (…) находится накануне грандиозного социально экономического обвала, - подчеркивают авторы ещё одного влиятельного экспертного ТГ-канала. - США могут нарастить поставки максимально на 25 млрд кубов в год, разумеется, по ценам в 1,5 - 2 раза выше российских».
При этом уже сегодня известно, что целый ряд стран, не поддержавших антироссийские санкции, вполне готовы присоединиться к дедолларизации взаиморасчетов с Россией.
Китай и Индия считают возможным отказ от американского доллара и переход на рубли или национальные валюты в ходе торговли энергоносителями с нашей страной.
Индия прямо сегодня обсуждает с Россией переход на российскую систему передачи финансовых сообщений (СПФС) - вместо пресловутого SWIFT.
Отметим, на фоне нашего рублевого апперкота как-то на второй план отошли российские удары по продовольственным ресурсам неприятеля. При том, что собственная продовольственная безопасность в основном обеспечена.
А между тем запрет на экспорт зерна и удобрений – это очень чувствительный урон.
Настолько, что те же США без особого шума выключили санкции в отношении российских минеральных удобрений, сельхозпродукции, лекарств и медицинских изделий. Их, немного подумав, внесли в список жизненно важных для США товаров, сообщил «Ъ» .
Эксперты уже прогнозируют, что ровно так же поступят и другие страны-участницы антироссийской круговой поруки.
Кстати, тут может быть новая интрига: если даже мы и согласимся продавать зерно и удобрения, то за какие деньги? За те же, что и другой наш стратегический ресурс – газ?
Впрочем, президент России Владимир Путин на этот вопрос ответил заранее – он же уже предупредил, что мы будем продавать за рубли не только наш газ, но и «другие товарные группы российского импорта».
Глубокое эшелонирование
Теперь, спустя месяц, можно утверждать, что мы работаем не только по внешнему контуру: в России выстраивается глубоко эшелонированная экономическая устойчивость.
Губернаторы получили широкие полномочия по корректировке социально-экономических механизмов на местах, и первые результаты уже можно зафиксировать.
Так, и в целом по стране, и в конкретно в Ленобласти точно намерены сохранить объемы строительства – и дорожного, и жилого: это локомотив экономики, который всегда и во все времена вытягивает широкий спектр отраслей.
Свернуть строительство, как сказал на одном из совещаний губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, «это выстрелить себе в ногу, а то и в висок».
Так что все дорожные проекты региона – в строю. Сельская ипотека – важная для АПК Ленобласти – остается льготной, 3%. Доведение до сдачи в эксплуатацию долгостроев тоже никто не снимает с повестки дня.
Доходная часть бюджета региона буквально накануне, 30 марта, была увеличена почти на 7 млрд рублей – как и расходная, конечно. Значительная часть – на тех же дольщиков пойдет, а это значит, что и эти многострадальные стройки не будут остановлены.
Уже разработан и принят целый набор антикризисных мер по поддержке бизнеса – и эта работа продолжается. Главная задача – сохранить работающие предприятия и рабочие места.
Трудности, конечно, есть – а как же. То производители сахара с ценами играть начнут, то подрядчики под шумок стоимость работ и услуг решат аж на треть повысить. Но контроль, контроль и мать их перепроверку никто не отменял. Доверие – да, но только тем, кто его не обманывает.
А в целом, пожалуй, действительно стоит обратить внимание на пару внятных обстоятельств: внутренние цены на ГСМ у нас не растут, а на металлы даже снижаются:
«То есть вроде как экономический шторм должен быть в России, а он в остальном мире», - пишет эксперт, которого цитирует член «Изборского клуба» экономист Михаил Хазин.
Мы же всё-таки уточним: может, и у нас штормит. Только, как выясняется, корабль наш понадежнее будет.
Наталья Старичкова
Фото: Валентин Илюшин