Из-за европейских санкций против России, конца и края которым нет, нарушились поставки многих вещей. Но, кажется, больше всего сейчас будут страдать владельцы иностранных автомобилей — и дело не только в возросших в разы цен на машины.
Дефицит запчастей для иностранных марок авто вызвал переполох у страховых компаний, которые мгновенно начали менять подход к оформлению ОСАГО. Online47 разбирался, что как теперь действовать водителям, чтобы не остаться без «железного коня».
Различия ОСАГО и КАСКО: зачем нужно оформлять полис
Эти виды страховой защиты нельзя назвать взаимозаменяемыми. Выбирать, какой из типов страхования нужен владельцу автомобиля стоит с учетом того, что лучше при ДТП. КАСКО или ОСАГО защищают интересы по-разному.
КАСКО — страхование непосредственно транспортного средства от угона, уничтожения или ущерба. Выплаты по этому виду защиты всегда получает автовладелец, купивший полис.
ОСАГО — обязательное страхование автомобиля и гражданской ответственности владельца. При ОСАГО страховку выплачивают пострадавшим. Виновный водитель не получит ничего.
Обязательно КАСКО оформляется только при автокредитовании. Во всех прочих случаях покупка данного вида страховой защиты обусловлена личным желанием владельца.
«Штраф за управление автомобилем без полиса добровольного страхования или в случае истечения срока его действия в 2022 году составляет 800 рублей. Плюс для тех автовладельцев, которые обязаны иметь не только ОСАГО, но и диагностическую карту для его получения, расходы увеличатся на 2 тысячи рублей в случае попадания под специальный вид камер видеофиксации, — объяснила Online47 руководитель подразделений кредитования и страхования сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко. — Если прибавить к этому расходы на восстановление своей машины и авто пострадавшего в случае ДТП, то станет очевидно, что приобретать ОСАГО по-прежнему необходимо. Тем более, что с 1 апреля текущего года для аккуратных водителей полис стал на 8% дешевле, чем для тех, кто регулярно нарушает ПДД».
Что произошло?
Страховые компании предложили внести изменения в закон, чтобы для ремонта автомобилей можно было использовать для ремонта и расчёта компенсации б/у запчасти. Между тем, Центробанк РФ предложил другой подход: высчитывать стоимость ремонтных работ по ОСАГО и КАСКО, учитывая цены на аналоги «родных» запчастей.
Обратившись к одному из страховщиков, Online47 выяснил, что на данный момент обслуживание даже некритичных повреждений по тому же КАСКО может превысить 65% страховой суммы. Всё дело в выросших на 30-40% ценах на сами автомобили и сложная логистическая цепочка поставок иностранных деталей для машин.
Чтобы не остаться ни с чем, многие банки уже предлагают рассчитать новую страховую сумму:
Из-за того, что запасные части подорожали, страховые компании просто не укладываются в те суммы, которые изначально предусматривались на тот или иной автомобиль.
Как добавила Online47 эксперт, страховщики активно предлагают доплатить по тому же КАСКО в среднем 30% от изначальной стоимости полиса.
«На мой взгляд, страховщики тем самым планируют компенсировать свои убытки из-за рекордного снижения продаж новых автомобилей в марте, которые упали на более 60%. А ведь именно от их страхования компании получали большую часть своего дохода, – отметила эксперт. — После сокращения продаж сократился и объём страховых премий по КАСКО для страховщиков, которые на данный момент вынуждены в отсутствие прибыли расходовать собственные средства на компенсацию ущерба по договорам, заключенным ранее. Выбор остается за автомобилистом – доплатить и получить большую сумму компенсации согласно актуальной автомобиля или максимально беречь своё авто от всех возможных рисков».
Что предлагает Центробанк
Пока что компенсация ущерба по ОСАГО временно выплачивается деньгами, а не ремонтными услугами, так как большинство запчастей подорожали или отсутствуют в наличии. Но Банк России предлагает рассчитывать стоимость ремонта для машин от производителей из недружественных стран с учетом цен аналогов оригинальных запчастей, а для тех марок, чьи страны не вводили санкции, — по старой схеме.
В ЦБ считают, что использование цен аналогов позволит пострадавшему в ДТП «получить деньги и отремонтировать машину пусть не оригинальными, но новыми деталями».
«Думаю, ситуация изменится после корректировки справочника РСА, отражающего стоимость комплектующих, материалов и работ для восстановления автомобиля. Пока же автомобилисты могут использовать для ремонта качественные аналоги дефицитных запчастей, которые практически везде в наличие по доступным ценам», — подытожила Дарья Тимченко.
При этом на согласование справочника РСА уйдёт немало времени — ориентировочно около трёх месяцев. Если в течение этого «переходного» периода владелец авто попадёт в ДТП, то компенсации от страховой компании просто может не хватить для ремонта машины. Потому вывод только один: автомобилистам лучше проявить двойную аккуратность на дорогах.
Ксения Бондаренко
Фото: Валентин Илюшин/Online47