Традиционный августовский педсовет в Санкт-Петербурге удивил настоящим «учительским дефиле» – это было наглядное предложение ввести школьную форму для педагогов. Больше того, Смольный пообещал поддержку тем учительским коллективам, которые решат облачить в одинаковые наряды тех, кто каждый день «обращаясь к старому, способен открывать новое». Звучали и мнения о том, что на дресс-код логично перейти всем российским учителям.
Модный учительский приговор
Интересно, что вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, комментируя это необычное для серьёзного педсовета действо, заявила о готовности – в случае положительного решения педагогических коллективов – рассмотреть даже какие-то специальные «опции или сертификаты».
И заодно напомнила о том, насколько важен облик педагога, когда «встречают по одёжке, но каждый день».
Бренды учительского дресс-кода предлагаются отечественные, петербургские. Стиль – сдержанный, где-то даже консервативный: чёрный, серый и синий цвета - перекликаются. Это очевидно для учителей старших возрастов (к слову, средний возраст учителей в петербургских школах – 45-47 лет, соответствует общероссийскому).
А для молодых учителей – более яркие образцы, даже с брошками, кепками и банданами (дух захватывает!) Дизайнеры объяснили это желанием быть ближе к подрастающему поколению – ученикам.
Мы не против, но…
Реакция на это петербургское учительское дефиле – разная. Кому-то это кажется откатом в позавчерашний день. А иные – поддерживают, но с оговорками.
«В принципе, я не против. Единственное, чего нее хочется: чтобы учителя выглядели, как «синие чулки», – высказывает свой взгляд на учительскую одежду, которую успели назвать корпоративной, учитель начальной школы из Всеволожского района 32-летняя Елена Петрова. – Честно говоря, мне гораздо больше понравились молодёжные варианты. Но это наверно из-за возраста».
Дело, конечно же, не в одежде – это взгляд учителя постарше.
«Одежда, безусловно, важно. Но вряд ли даже самая строгая изменит, например, педагога, не умеющего держать дисциплину – в классе у такого не то, что муха – слон пролетит. Или такого, который не находит общий язык с учениками», – уверена педагог почти с полувековым стажем (на пенсии) Екатерина Воронцова.
Она предлагает вернуться в старые времена – вспомнить форму мышиного цвета у мальчиков и коричневую у девочек – с чёрным передником (белый немного оживлял).
«Представьте ещё типичного учителя, а, скорее, учительницу того времени – учительниц было, впрочем, как сейчас, не в пример больше, – предлагает она. – Высокая причёска «хала» или её ещё называли «улей», строгий темный костюм, застёгнутый на все пуговицы, воротник – практически до ушей. Дети помладше тогда боялись даже представить, что такой «небожитель» может оголить плечи или пойти в туалет… Синоним к слову «учитель» – преимущественно строгий. Это официально. А неофициально – всякие бывали учителя. И дело тут вовсе не в одежде…»
Интересно, что и дети ещё не поняли, как относиться к возможному нововведению. Во всяком случае, петербургский старшеклассник Андрей Кириллов (номер школы по каким-то своим причинам называть не пожелал), честно сказал:
«Даже не знаю. Мне кажется, они всегда стараются нарядиться, и пусть. Только бы к нам относились нормально».
Одежда-то будет не «от Кардена», – иронизируют девчонки. И признаются, что им особенно любопытно, насколько добротно она будет сшита. Если плохо, угрожают: «будем прикалываться».
А на резонное: «Вам бы только повод найти!», – отвечают всерьёз:
– Это, по любому, зависит от учителя.
Истина – где-то посередине
Теперь от автора. Моя мама когда-то безошибочно распознавала учителя и на улице, и в метро. Не по одежде. Вероятно, во взгляде видела что-то особое (сама когда-то заканчивала «герцовник»). Когда я спрашивала, как она это поняла, и требовала проверить, пожимала плечами и вежливо интересовалась у незнакомки: «Вы, кажется, работаете в школе?» Ни разу не звучал ответ: «нет». А я продолжала приставать: «Может быть что-то в одежде?» Она отшучивалась: «Там, где брошка, там перёд…»
Доктором психологических наук был дядя, писал книги по возрастной психологии. И, честно говоря, на одежду особо не обращал внимания. Пиджаки, белые рубашки и галстуки надевал только потому, что так было положено, и то, при первой возможности, галстук снимал. Но не только студентки – «докторантки», которых готовил к защите, его мало сказать уважали – боготворили. Значит, всё-таки, не в одежде дело. Хотя представить его «в рубище» тоже было невозможно. Выходит, «истина обычно где-то посередине».
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» – полагал древний мыслитель и философ Конфуций.
Пожалуй, так и есть. Главное, обращаясь к старому, не перемудрить. Если школьная форма для учителей действительно станет реальностью, пусть она будет не «мышиной» – разнообразной. Как, собственно, и сама подача предмета, который учитель преподаёт.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47