Люди и динозавры: как наших детей уберечь от пещерных представлений и дать исторические знания

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Эксперты Online47 поделились соображениями о том, как привить детям умение думать

На странице Минобрнауки в VK – информация, особенно удивительная в День знаний. Оказывается, каждый пятый опрошенный россиянин полагает, что наши далёкие обезьяноподобные предки «в своё время» встречались с доисторическими ящерами. Но где динозавры, а где человечество?! Дистанция – в десятки миллионов лет! Если у взрослых укоренились в головах подобные мифы, во что верить детям и что им надо знать об эволюции человечества? Эксперты Online47 поделились представлениями о том, как современным мальчикам и девочкам надо преподавать историю.

Правдивый учебник

Интересно, что за новый подход к преподаванию истории (правда, не древней – новой) высказалась сегодня, 1 сентября, в День знаний спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В её блоге читаем про то, что она предлагает организовать конкурс на создание нового учебника по истории нашей страны.

Спикер СовФеда напомнила, что о новой линейке таких изданий шла речь ещё почти десять лет назад, но…

«Работа проделана, и всё же полного удовлетворения ее результатами нет ни у педагогов, ни в научной среде, ни в обществе», – уверена Валентина Матвиенко.

И приводит пример исторической неточности:

«В учебниках мало сказано о том, что против Советского Союза воевала не только гитлеровская Германия…»

А основными составляющими учительского труда называет неизменные качества: «творческий подход в приобщении школьников к знаниям, методическое мастерство, открытость, искренность в общении с детьми».

Не пропустите

Дело не только в учебниках

Преподаватели разного уровня тоже высказываются за честность в изложении школьникам исторических фактов. Но при этом напоминают, что дело не столько в учебниках, сколько в учителях.

«Историю надо преподавать без врак и мифов: так, чтобы не было причины думать, что «Земля – это планета динозавров, а люди – только мутанты, которые появились после апокалипсиса». Нужно честно и всесторонне обсуждать на уроках даже самые сложные темы и факты, вызывающие споры во взрослом мире, – считает доктор исторических наук, профессор Алексей Строков. – И тут дело не только в правдивых учебниках – максимально правдивыми должны быть преподаватели, а главное, им необходимо научить учеников думать, а не умело повторять и заучивать параграфы».

Сами же педагоги задаются вопросом, много ли таких.

«Прививать детям умение думать и просто, и сложно. Способ один – думать вместе с ними. То есть, в идеале пазлы должны сложиться таким образом, чтобы человек с высшим историческим образованием был педагогом от бога и при этом легко находил подход к ученикам, – рассуждает выпускница истфака педагогического университета им. А. И. Герцена Анна Николаева. – И тут часто, увы, становится преградой повышенная нагрузка в школе, и при этом необходимость постоянно обновлять учительские знания. А ведь история, как никакой другой предмет, этого требует».

Подтверждение этому эксперт находит, например, в новости о том, что до конца года учебники по истории для российских школ планируют дополнить новейшими событиями, о чём ещё в конце прошлого учебного года сообщил министр образования Сергей Кравцов.

«Вопрос изменения учебников непростой, он не решается сиюминутно», – пояснил он, и добавил, что над этим работает группа экспертов. Так что историческая «добавка» ещё впереди.

Про динозавров, и не только…

Опять же вернёмся к динозаврам. Вузовские преподаватели – авторы недавнего исследования о мифах, в которые верят современные наши соотечественники (его итоги размещены перед 1 сентября на странице Минобрнауки в VK) отмечают, что есть всё же продвинутые школьники и студенты.

В частности, представитель исторического факультета, руководитель научного студенческого общества (НСО) Государственного академического университета гуманитарных наук Илья Захаркин делает простой вывод:

«В то время, когда приматы эволюционировали хотя бы до рода homo, который возник два миллиона лет назад, динозавры уже десятки миллионов лет как вымерли. А современные научные методы, в том числе, проверенные временем, достаточно точно определяют хронологические рамки истории, о которых все мы должны иметь представление…»

Чувствовать эти самые «рамки», сторониться мифов и прививать детям умение не просто зубрить, а думать – удел современных учителей. Иначе – честно и хорошо не получится, сколько бы мы не придумали грамотных учебников истории.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47