Школьных учебников по истории – море. А знаний и понимания того, что в разные годы происходило? Этим вопросом, так или иначе, задаются учителя и родители. Ничуть не меньше всех волнует обилие трактовок одних и тех же исторических фактов. И вот новая инициатива: министр просвещения Сергей Кравцов сообщил о том, что уже на следующий, 2023 год, намечена апробация курса для старшеклассников «Россия – моя история», в котором найдут место и сегодняшние события. Online47 поинтересовался тем, что это за уроки и выслушал экспертные мнения.
Предпосылки и последствия
Пока ещё содержание тем, которые войдут в этот курс, уточняется. Но известно, что он не будет считаться отдельным предметом – уроки войдут в общий план по изучению истории. Значит, не станет эта дисциплина и экзаменационным предметом.
«Апробация начнётся со следующего года, по её результатам мы такой курс введем на постоянной основе, – пояснил министр, и назвал это «своевременным предложением… ещё раз пройти всю историю нашей страны».
К тому же Сергей Кравцов добавил, обсуждаться на уроках под названием «Россия – моя история» будут значимые для истории Отечества факты – их предпосылки и последствия.
Министр напомнил, что сейчас главные события новейшей истории изучаются в девятом классе.
«Это вопросы, связанные с февральской и Октябрьской революцией, Великой Отечественной войной, это 1990-е годы, воссоединение Крыма и Севастополя с Россией… Уверен, что сегодняшние события, связанные с прекращением восьмилетней войны, займут достойное место в этом курсе», – объяснил он.
В Минпросвещения обещают, что этот курс не станет дополнительной нагрузкой для и без того перегруженных школьников – не ляжет тяжёлым грузом на их эмоциональное и физическое состояние. Ведь этот аспект волнует родителей больше всего. Да и руководители школ тревожатся – хватит ли сил у педагогических коллективов на дополнительный предмет.
Убедиться в правоте Цицерона
Главное, чтобы этот курс не повторял основной, исторический. Вот что беспокоит родителей.
«Сами знаете, что такое выпускные классы. Особенно в школах с углублённым изучением математики или иностранного языка, – говорит мама одиннадцатиклассника Наталья Зуева (Санкт-Петербург). – Есть и спать ребёнку некогда – только учись, если хочешь не остаться «за бортом» высшего образования, поступить в приличный вуз. Поэтому слово «апробация» в намерениях министерства меня утешает, хотя принципиально я вовсе не против основательного подхода к такому сложному предмету, как история. «Перекормить» детей знаниями – так себе идея. Надо хорошенько проверить, насколько в действительности полезен новый курс».
Она считает, что можно предложить ребёнку хоть гору учебников и тысячи тем для обсуждения, но, если он не научился ещё в первых классах слушать и рассуждать, к концу обучения в школе и не научится.
Понятно, что история – не просто умение слушать и дело даже не в точном знании дат и фактов, хотя очень важно «не заблудиться, не перепутать века и годы». Смысл изучения – именно понимание.
«Судя по всему, упор в этом курсе будет сделан на новейшую историю, – отмечает доктор исторических наук, профессор Алексей Строков. – Но ведь и в обычном учебном плане этот период значится. Тем не менее, думаю, целью таких уроков станут, в большей степени, не года и века, а рассуждения, выводы и возможность убедиться в правоте Цицерона, утверждавшего, что «первая задача истории – воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, а третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности». Надеюсь, у российского педагогического сообщества хватит мудрости говорить с учениками об этом так, чтобы они это поняли и услышали».
«История – наука, которая делает человека гражданином», – говорил герой знаменитого фильма 54-летней давности «Доживём до понедельника» – учитель Мельников. «То и дело слышу: «Герцен не сумел…», «Витте просчитался…», «Жорес не учел…», «Толстой недопонял…» Словно в истории орудовала компания двоечников…» – замечал он и делал вывод: «Важна не грубая, прагматическая правда истории, но самоценность ошибок; не результат, всегда сомнительный, а чистая совесть…»
Вероятно, в стремлении объяснить это детям и заключается смысл предложенного современным старшеклассникам курса.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47