В Госдуму внесён законопроект, предполагающий возможность забрать сельские школы у муниципалитетов и отдать в прямое подчинение регионам, чтобы по уровню подтянуть их к городским. Но в Ленинградской области благоустраиваются старые и строятся новые сельские школы, причём такие, что их не надо подтягивать – разница стёрта, а подчас оснащённости сельских учебных заведений могут позавидовать и в мегаполисах – Москве и Петербурге. Пойдут ли на эти перемены в Ленобласти, и как к самой идее относятся те, кого это в первую очередь касается, выяснил Online47.
Что предлагается
Документ, который готова рассмотреть Госдума, предполагает формирование единого образовательного пространства в стране. Именно на это делают ставку авторы документа, напоминая о слишком разном уровне муниципальных школ в регионах России.
К слову, сторонников у законопроекта немало: за высказался 341 депутат во главе со спикером – Вячеславом Володиным и руководителями всех фракций. Поддержали его Министерство просвещения и Минфин. Парламентарии надеются до конца года выйти на принятие поправок.
Право выбора для Ленобласти
В Ленобласти обращают внимание на то, что законопроект оставляет право выбора за регионами.
«В Ленинградской области даже в случае принятия такой инициативы изменений не предвидится. Существующая сейчас в нашем регионе система управления образовательными учреждениями доказала свою эффективность. С учетом программы реновации, в Ленобласти техническая оснащенность сельских и городских школ не отличается. Считаю, что и учебный процесс должен быть единым независимо от местонахождения школы», – рассказал Online47 Николай Емельянов, заместитель председателя правительства Ленинградской области по социальным вопросам.
Тем не менее, он считает, что сельским школам других субъектов РФ законопроект поможет «дотянуться» до уровня куда более современных – городских.
«Подобное нововведение может быть актуальным для ряда регионов, и мы согласны с тем, что такая возможность у них должна быть», – объяснил он.
Что думают стар и мал
Родители и бабушки, говоря об идее, отмечают, что далеко не всё решается переподчинением.
«Естественно, мы не против любой дополнительной помощи нашей сельской школы от региона, – говорит бабушка ученика Семиозерской школы, в прошлом педагог (впрочем, учителей «в прошлом» не бывает!) Ольга Павлова. – Но, в принципе, стар и мал: дети, родители и даже самые привередливые бабушки довольны. Мне кажется, что сельские школы в каком-то смысле даже благополучнее городских – не такие «густонаселённые». Во всяком случае, у грамотного, крепкого учителя есть возможность уделить больше времени ребёнку в классе, численностью меньше сорока человек. Главное, чтобы таких педагогов хватало. Согласитесь, что была сермяжная правда в старом советском лозунге «Кадры решают всё». Да и были примеры тому, что переподчинение школ подчас не приносила учреждениям особого благоденствия. Но это уже другой вопрос».
Интересно, что городские дети иной раз даже завидуют сельским.
«Мои дачные друзья учатся в Толмачево, – рассказывает девятиклассник одной из школ Московского района Санкт-Петербурга Максим Изотов. – Там столько интересных программ, что я даже завидую. Может, классы внешне проще, чем у нас, но много-много всякого чудного оборудования. Они и пожарные, и чистоту рек определяют, и с разными институтами сотрудничают, и в международных даже конкурсах участвуют. Я бы даже наверно хотел учиться с ними, если бы родители разрешили».
Понятно, что школа – не парты и стены, да и помогать надо тому, кому помощь действительно необходима. Не случайно ведь мудрые говорили, что «смазку получает то колесо, которое скрипит больше всех».
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47