Когда в истории человечества вспоминаются великие битвы, чаще всего на первый план выходят имена полководцев и солдат. Однако есть сражения, где героизм измеряется не количеством взятых высот, а числом спасенных жизней, сохраненных судеб и непреклонной стойкостью.
Online47 и «Общая газета Ленинградской области» продолжают в рамках цикла «80 судеб Великой Победы» рассказывать о судьбах тех, кто сражался за Родину. Эта история — о жительницах блокадного Ленинграда. Тысячи героинь остались безымянными. Их оружием были доброта, забота и самоотверженность. Их подвиг — выживание вопреки.

Стойкость под звуки сирен
Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, жизнь советских женщин изменилась навсегда. На их плечи легла не только забота о семьях, но и тяжелый труд на заводах, в госпиталях, на полях. В осажденном Ленинграде женщины стали основной силой, державшей город на плаву. Они рыли окопы, возводили противотанковые заграждения, тушили зажигательные бомбы, спасая дома от пожаров.
«Женщины Ленинграда воздвигали противотанковые препятствия, — сообщалось в книге «Борьба за Ленинград. Пилоты», изданной в 1944 году. — Они орудовали заступами, настилали гати на болотах, рыли стрелковые окопы полного профиля… Город вооружался, готовился к длительному сопротивлению врагу».

Работа была изнурительной и опасной. В статье «Отпор», опубликованной 10 сентября 1941 года в «Ленинградской правде», описывается подвиг трех женщин:
«Небольшое, но мощное термическое пламя вспыхнуло перед глазами… В следующее мгновение руки безбоязненно схватили одну бомбу за другой, и светящиеся комки полетели вниз на асфальт двора. Пятидесятилетняя текстильщица Надежда Викторовна Мессюн, домашняя хозяйка Наталья Дмитриевна Сергеева, служащая Валентина Ивановна Орехова потушили бомбы спокойно, словно это были простые головешки».
Эти женщины, как и тысячи других, стали бойцами невидимого фронта, защищая город от огня и разрушений. На заводах Ленинграда женщины осваивали профессии, которые до войны считались исключительно мужскими.
«С начала войны наш завод стал по преимуществу женским предприятием, — писала «Ленинградская правда» 5 ноября 1941 года. — Обрабатывая сталь большой крепости, наши славные женщины перекрывают все нормы на производстве… Успехи женщин в освоении труднейших мужских профессий поистине изумительны».
Юная Лидия Хваловская, которой в 1941 году было всего 14 лет, вспоминала в своем дневнике: «Работаем в 2 смены, с 8 до 20 и с 20 до 8 с часовым перерывом на обед. Все 11 часов работаешь на ногах у станка “Кергер”. Отрезаю латунные заготовки для патронов». Ее слова — свидетельство того, как подростки и женщины брали на себя непосильный труд ради победы.

Крепкое мамино сердце
Блокада Ленинграда — это не только история героизма на заводах и баррикадах, но и ежедневная борьба за выживание в условиях голода и холода. Женщины, оставаясь дома, становились настоящими хранителями жизни. Они делили скудные пайки хлеба, отдавая последние крохи детям, и находили способы поддерживать в них надежду.
Воспоминания Татьяны Фрей, пережившей блокаду ребенком, раскрывают невероятную силу духа ее матери:
«Мама всегда считалась спокойной, тихой женщиной с мягким характером, но в условиях ленинградской блокады проявила железную волю. Мама выкупала хлеб на два дня, делила его пополам, потом каждую половину делила на девять равных частей. Мы получали хлеб по крошке, но три раза в день».

Матери не только спасали детей от голода, но и старались сохранить для них частичку детства. Дмитрий Тарасевич вспоминал, как его мама перед Новым 1942 годом обменяла теплые вещи на ведро картофельных очисток, чтобы приготовить оладьи и сладкие коврижки из кофейной гущи.
«Среди елочных игрушек, которыми мы украсили еловую веточку, нашлись конфетки, оставшиеся от прошлогодней елки», — писал он. Эти маленькие праздники, созданные руками матерей, помогали детям не терять веру в будущее.
В блокадном Ленинграде не было чужих детей. Учителя, воспитатели детских садов, медицинские сестры становились для малышей вторыми матерями. Галина Завинская вспоминала, как в ее детском саду воспитательницы варили кисель из клея, снятого с обоев, чтобы накормить детей: «Сегодня кисель в полосочку или в цветочек?» — шутили взрослые, стараясь поднять настроение малышам.
Учительница Валентина Любова на антифашистском митинге в 1942 году рассказывала:
«Я помню, как два мальчика, двое братишек 1-го и 2-го классов, рано утром пришли в школу и заявили мне: „Сегодня разбомбили наш дом. Мама погибла под развалинами, папа — на фронте. Не отправляйте нас из школы, будьте нашей мамой“».
Как писал Дмитрий Тарасевич, «сильный пол — это не мужчины, а женщины». Их мужество, их любовь, их стойкость помогли Ленинграду выстоять, а стране — приблизить день Великой Победы.
Фото: Президентская библиотека