Госдума рассмотрит новую версию закона «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающую ряд перемен, касающихся расширения функций Служб занятости. Online47 выяснил, что именно может измениться, когда законопроект будет принят, что по этому поводу думают эксперты и те, кого непосредственно коснутся новые положения.
Кто и зачем предложил
Перемены предложены группой депутатов Госдумы, в том числе, спикером Вячеславом Володиным. А продиктованы они, как заявляют авторы, как тем, что устарели некоторые нормы (действующему закону – не меньше трёх десятилетий), так и изменениями на рынке труда. В частности, необходимостью большей поддержки людей, находящихся в активном поиске подходящей именно им работы – не такой, чтобы «из инженеров – в дворники».
Кроме того, документ, по их задумке, должен помочь срабатывать на опережение – можно будет начать искать новое место ещё до того, как человек, которому грозит увольнение, останется без заработка. Имеется в новой редакции законопроекта и раздел, посвящённой защите трудовых прав инвалидов.
Особое внимание в законопроекте уделено тем, кто имеет право на первоочередное участие служб занятости. Среди них – участники СВО и их семьи.
Что думают эксперты
Эксперты считают новые нормы своевременными и полезными.
«В том случае, если законодатели этот закон поддержат, думаю, он станет наиболее значимым для самозанятых, – отмечает эксперт в сфере экономики и трудовых отношений Георгий Забельский (ВШЭ). – Объясню, почему. В российском законодательстве впервые будут закреплены понятия «самозанятый» и «платформенно занятый». Это крайне важно для тех, кто такой работой занят».
Эксперты «Платформенно занятые» – это, если кто-то не знает, те, кому доверены работы на основании заключённых договоров с использованием цифровых платформ занятости. Например, таксисты и курьеры.
«Как говорится, в этом деле «главное, чтобы костюмчик сидел». Проще говоря, чтобы изменения эти не остались на бумаге, – считает 37-летний житель Кировска Вадим Сорокин. – Жду, когда будет принят этот законопроект, потому что хочу найти для себя более подходящую работу – по душе и классификации. Так-то у меня высшее техническое образование, но обстоятельства заставили заняться совершенно другим делом».
Вадима больше всего греет то, что в законопроекте говорится и о содействии трудоустройству молодых людей.
«Как я понял, законодатели хотят утвердить работу служб занятости, опережающую выпуск будущих специалистов из учебных заведений. И это правильно, – уверен он. – Мне уже поздновато, но радует, что должно появиться «забытое старое» (родители рассказывали, что такое в их молодости уже было) – норма о содействии занятости ребят в свободное от учебы время. К тому же будут учитываться профессиональные навыки безработных, и в законе уточнено понятие «подходящая работа». И это уже интересно не только учащимся».
К слову, Online47 уже сообщал, в каких районах Ленобласти легче найти работу. Выяснилось, что во Всеволожском районе (к началу нового года почти 54% от общего числа вакансий в Ленобласти). Далее следуют Кировский и Кингисеппский районы. Видимо, у Вадима Сорокина всё же есть перспективы.
Кроме того, имеются и варианты определиться с будущей специальностью у тех, кто ещё на пути к взрослению. В этом помогает 14-23-летним «Кадровая школа Ленинградской области». В конце декабря занятия школы прошли в Киришах, Волхове, Тихвине и Бокситогорске.
Кто же не хочет подходящей работы! Даже Лев Толстой говорил: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47