На встрече с Президентом России житель блокадного Ленинграда, проживающий теперь в Ленинградской области, предложил вернуть в школьную программу "Молодую гвардию" Александра Фадеева и "Как закалялась сталь" Николая Островского.
Online47 спросил Сергея Перминова, сенатора РФ от Ленобласти, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, как он относится к такому предложению? И какое еще произведение, на его взгляд, обязательно надо бы изучать в наших школах?
Сергей Перминов:
"Полагаю необходимым поддержать позицию нашего блокадника. Это те смыслы, которые воспитывали поколения наших сограждан. Эти книги были в числе самых издаваемых в советские годы. Полагаю, отказ от идеологии и смена контекстов времен СССР не изменяют человеческого звучания героев, которые беззаветно преданны России, размышляют о жизни и совершают подвиги. Список таких произведений обширен, и небезынтересно возвращаться к тому, чтобы их читали, обдумывали, обсуждали.
Предлагал бы добавить "Живые и мертвые". Симонова. Хотя, вероятно, такое чтение и анализ контекстов, истории, ценностей, умение и готовность все это "пропустить через себя", — задача для зрелых умов и достаточно взрослых уже людей. Тех, кто готов, кого не нужно "заставлять", но стоит помочь сориентироваться. Так можно больше понять о Великой Отечественной и судьбах России, дух наших людей, открыть дверь в историю страны и народа.
Возможно, отчасти это и для внеклассного чтения по истории. Ведь памятники истории, культуры, в том числе искусства и литературы, — опоры памяти, эстетики, самосознания и самосохранения общества. Равно как поиска собственного призвания или творческого пути. И каждый из нас не зря читал в свое время те или иные книги, осмысливая их порой позднее заново.
Сегодня нам стоит не сужать, а поддерживать и развивать ключевые ориентиры своей идентичности. Наказ нашего земляка-блокадника, полагаю, и об этом. Новым поколениям есть на кого опереться".
Спрашивал Online47
Фото: Валентин Илюшин/Online47