Российские законодатели решили «закрепить» возрастную планку для молодых учёных. Но при этом регионам даётся пятилетний карт-бланш – каждый субъект РФ при желании может её ещё приподнять. Online47 выяснил, для чего это сделано, и вспомнил, каким был образ учёного в разные времена.
Что меняется
Итак, кто же он, молодой учёный? Пока в принятом Госдумой в первом чтении законопроекте закрепляется понятие «молодой ученый». В частности, сказано, что такой человек должен быть:
– работником какой-либо научной организации;
– научно-педагогическим работником организаций высшего образования (тут вспоминается, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника);
– научным работником организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.
Изменения вносятся во вторую главу Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».
«Молодым ученым предлагается считать лицо в возрасте до 35 лет включительно. Но региональные власти могут увеличить возрастной порог до 40 лет», – уточняют в Госдуме.
Для чего же...
На вопрос «для чего?» законодатели отвечают просто: это потребуется «при предоставлении им адресных мер государственной поддержки». О том же говорят эксперты.
«Смысл сегодняшнего законодательного решения заключается в том, что после принятия Госдумой этого законопроекта в окончательном, третьем чтении, при оказании мер поддержки, государственные мужи смогут брать в расчёт строго определённую категорию россиян, – объясняет Online47 юрист, член коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Станислав Замятин. – К тому же, думаю, и самим молодым учёным такое решение должно быть по душе. Они почувствуют ещё большую значимость дела, которым заняты, и осознают перспективы – возможность получить от государства некие бонусы, которые помогут им продвигать науку. Но при этом надо брать в расчёт то, что молодой учёный – только «орешек знаний», и для того, чтобы ему раскусить крупный орех – сделать открытие – надо работать, работать и опять же – работать…»
Образ учёного
Когда думаешь о прошлом учёного мира, первое, что представляешь: молодой Ломоносов в парике, который тогда назывался «крыльями голубя».
Вспоминается и знаменитый научный городок академика, первого российского лауреата Нобелевской премии (1904 год) Ивана Петровича Павлова в 22 километрах от Петербурга, в поселке Ленобласти Колтуши.
Что ещё? Не в меру серьёзная поначалу героиня фильма «Весна» 1947 года Ирина Петровна Никитина в исполнении Любови Орловой и бородатые её коллеги – служители науки отнюдь не юного возраста. Помните? «И даже пень в весенний день ромашкой снова стать мечтает…»
«Девять дней одного года» – фильм 1962 года о физиках ядерщиков. Вот тут действительно молодой Алексей Баталов. Или «Иду на грозу» – кинолента (1965-го, рассказывающая о студентах-геофизиках, решивших найти управу на грозу.
Ну, и как обойтись без трогательного Новосельцева из «Служебного романа» (фильм 1978 года). Статистика ведь, как ни крути, тоже наука…
Может, и у меня получится
Примеров много, но это – «как в кино». А в сегодняшней жизни мы вряд ли найдём отличия в облике молодого учёного от любого его сверстника.
«Помню, как в первый раз пришла в институт – в большое здание на Исаакиевской площади. Было немного не по себе, думала: здесь работали великие учёные, самоотверженные люди. А что смогу я, получится ли?! – вспоминает 27-летняя Татьяна Семилет (по возрасту как раз подходит под законодательно утверждаемую категорию «молодых учёных) – младший научный сотрудник Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР). – Ведь дед учил: если чего-то не можешь – говори честно, никогда не обещай с три короба. Ведь предстоит осваивать сложный язык генетики».
Как будто подготовил её к этим размышлениям сам Николай Иванович Вавилов. Когда поднималась по лестнице, увидела отражение огромного – во всю стену – его портрета в таком же высоком зеркале.
«Мне этот портрет нравится больше других, потому художник передал блеск в глазах у Вавилова. Он вроде бы серьёзный, и в то же время смотрит доброжелательно, как будто чуть улыбаясь, – говорит Таня. – Задержалась немного. С одной стороны – зеркало, с другой – портрет учёного. И мы с Вавиловым – глаза в глаза. Тут-то и подумала: а может быть и у меня получится что-то для науки сделать… И правда приятно чувствовать себя молодым учёным. Особенно когда ощущаешь поддержку в научном прошлом и настоящем. Хорошо, когда научные поколения поддерживают друг друга и одновременно от государства – поддержка».
Владеть Солнцем
К слову, совсем недавно, в начале февраля чествовали учёных в Ленобласти. Когда подводили итоги ежегодного конкурсов «За вклад в развитие науки и техники в Ленинградской области» и «За лучшую научно-исследовательскую работу»
Учёные региона продемонстрировали достижения в разных областях науки: лазерной дальнометрии; изучении центральной нервной системы; селекционных исследования картофеля и так далее.
Тогда глава региона Александр Дрозденко сказал, что гордится тем, что награждённые двигают прогресс, а результаты их исследований помогают людям.
Учёные получили по 150 тысяч рублей. А три премии губернатора в размере 100, 85 и 70 тысяч рублей были распределены между молодыми учеными за лучшие научно-исследовательские работы.
Помнится, в старом-добром фильме «Весна» были представлены разные взгляды на учёных.
«Учёный – это пустынник в большом городе. Он видит будущее и не обращает внимания на сегодняшний день…»
«Он хочет владеть Солнцем для того, чтобы жизнь стала легче и лучше! И он думает не только о формулах, но и о человеческом счастье. Он - человек! И ничто человеческое ему не чуждо…»
Пожалуй, но при этом «владеть солнцем» хорошо, когда есть к этому неиссякаемый интерес, чувствуешь поддержку и точно знаешь о перспективах.
Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47