Инженерные классы в школах – сегодня не редкость. И чудесам робототехники тоже уже учат: такие занятия чаще всего – удел системы дополнительного образования и кванториумов. Но, как считают озадаченные этой темой люди, хорошо бы ввести такие уроки в школах, чтобы детям было понятно, что такое дроны, как их собирать и как ими управлять. Online47 выслушал экспертные мнения.
Развиваем мозги
«Банька по-чёрному Z» первой в Ленобласти включилась в обсуждение темы:
«Действительно, пора разворачивать классы робототехники в школах, чтобы молодёжь с малых лет училась собирать дроны и летать на них. Пора проводить централизованные соревнования по пилотированию дронов – в рамках тех же клубов ДОСААФ и военно-патриотических мероприятий «Юнармии». Очень надеюсь, что Ленинградская область сделает это в числе первых».
«Тайны Ленинградского двора» в Telegram поддержали и развили:
«Крайне актуальную мысль озвучивают коллеги из «Баньки по-чёрному Z». по поводу внедрения классов робототехники в школах, чтобы обучать подростков собирать дроны и управлять ими. По сути, это смена вектора: развиваем мозги, а не мышцы. Научно-технический прогресс вместо пушечного мяса…»
Но важно понимать, что что новые задачи определяют и новые приоритеты подготовки, начиная со школьной скамьи:
«Теперь осталось донести это до лоббистов принудительной НВП в школах, как элемента патриотического воспитания на уровне смотра песни и строя, упал-отжался и сборки-разборки автомата. А главное, новые подходы – это новые бюджеты. Нужна материальная база для новых классов робототехники. А еще – это новые кадровые задачи, потому что старые учителя ОБЖ, трудовики и физруки годятся для НВП вчерашнего дня, но не более. А новых – нет. Да и на учительскую зарплату вряд ли выстроится очередь прогрессивных умов. Так что пока просто с интересом наблюдаем».
Дроно-задачка
Online47 обсудил с экспертами значимость и «подводные камни» «дроно-уроков» в школьном возрасте, и уточнил, насколько реальна идея о том, что Ленобласть может и должна быть в числе первых российских регионов, где задача станет реализовываться на практике.
Надо признать, что специалисты первым делом обращают внимание на сложность и многоплановость задачи.
«Прежде всего, надо понять, что дроны – не только и не столько военная история. Просто время у нас сейчас такое, что думаем о них именно в таком контексте, – отмечает эксперт Online47 доктор исторических наук, профессор Алексей Строков. – Другое дело, что до сих пор просто не существует законодательных норм, регламентирующих не только преподавательскую в этом плане деятельность, но и, собственно, «размах крыльев», то есть, полёты дронов. Во всяком случае, то, что действует сейчас, явно не охватывает все стороны ожидаемой интенсификации дроно-перемен. И всё это предстоит хорошо продумать, прежде чем вводить такие уроки в школьную программу».
Но вот в том, что Ленобласть может стать в этом деле одной из первых, наш эксперт ничуть не сомневается, потому что знаком с работой региональных кванториумов. А у нас только в этом году – открытие 22 «Точек роста» и создание ещё одного «Кванториума» на базе Муринской школы №3.
В тему
Кстати, важные процессы изменений в системе подготовки и воспитания российских школьников начался на федеральном уровне. Центр Знаний «Машук» в Пятигорске уже собрал участников из разных регионов страны - более 240 человек.
Пока там началась подготовка наставников по военно-патриотическому воспитанию детей и молодёжи. А заодно прозвучало, что патриотические центры будут открыты в 12 субъектах РФ. Причём их сеть со временем распространится на всю Россию.
Может быть, именно эти площадки и станут центрами обучения и, что немаловажно, воспитания будущих дроно-летчиков?
Букв закона не хватает
При этом надо понимать, что дроно-обучение - эта задача связана не только с военным делом, но и вполне гражданскими задачами. На это обратила внимание учитель начальных классов одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга Елена Санина:
«Но вот – правда: даже мои первоклассники устройством дронов интересуются, – говорит она. – «Вооружённые» дроны сейчас у всех на слуху. Представление о них в большей степени связаны с военной темой. А, на мой взгляд, надо как-то переломить ситуацию – ведь эти летательные аппараты (если можно их так назвать) исправно служат и мирным целям. Только надо, чтобы взрослые – родители и педагоги – это сумели донести до детей».
В целом, Елене Саниной нравится идея таких уроков, но пока она не слишком оптимистична:
«Трудно точно сказать, сколько времени понадобится на разработку методик, подготовку специалистов, а главное – появление чёткой законодательной базы – ведь сейчас её нет. Без этого – никуда».
Воспитание смыслов
Кто сейчас помнит, что основоположником военного воздухоплавания в России был первый командир Учебного воздухоплавательного Парка и начальник Офицерской Воздухоплавательной школы генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько?
Именно он впервые осуществил воздушное фотографирование Санкт-Петербурга с высоты 800 метров, а позже не просто добился производства отечественных аэростатов и дирижаблей, но и предложил несколько собственных конструкций.
Ещё в канун Первой Мировой войны Кованько передал Государю Императору Николаю II докладную записку с обоснованием необходимости комплексной реформы Воздушного флота.
«Нельзя нам идти в хвосте иностранцев, нельзя зависеть от иностранных заводов. Мы сами должны научиться строить аэропланы и моторы и уметь управлять ими», – говорил генерал.
Об этом автору этой статьи рассказали его родственники, которые, к слову признавали, что имя это незаслуженно забыто…
Вот чему ещё нужно посвящать уроки в наших школах! Исторической памяти о российских первопроходцах в науке, инженерном деле. За редким исключением, они все считали важным своим талантом служить своему Отечеству, а не чужому.
А ведь нам надо не просто научить ребят собирать и «летать» на дронах – важно, чтобы это делали хорошо воспитанные люди, которые приобретенными знаниями распорядятся с умом - и преданностью своей Родине.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47