Вопросы исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в Ленобласти – одно из ключевых направлений надзорной деятельности региональной прокуратуры. О результатах работы прокуроров в сфере обращения с отходами, лесопользования, недропользования, водных отношений и охраны атмосферного воздуха – в интервью Online47 с начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Максимом Егоровым.
- Расскажите, как в целом завершился для вашего ведомства 2022 год и как проходит 2023-й?
- Надзорная деятельность органов прокуратуры области строится в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в рассматриваемой сфере, определёнными указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды» и Экологической доктриной Российской Федерации.
В абсолютных значениях в прошедшем году нами выявлено почти 3 тыс. нарушений закона. Прокурорами принесено более 200 протестов на незаконные правовые акты. По результатам рассмотрения представлений прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено порядка 430 должностных лиц, к административной ответственности по нашей инициативе органами контроля и судами – 208. Активно защищали интересы государства путем направления в суды исков, их нами предъявлено более 600. По материалам прокурорских проверок возбуждено 27 уголовных дел.
Если говорить об истекшем периоде 2023 года, то мы уже выявили более 800 нарушений, принесли 114 протестов, в суды предъявлено 64 исковых заявления. По материалам проверок прокуратуры возбуждено 7 уголовных дел. Принятыми мерами реагирования удалось добиться решения целого ряда проблем, затрагивающих права сотен тысяч жителей региона.
- В Ленобласти не теряет актуальности проблема обращения с отходами. Как здесь обстоят дела с исполнением действующего законодательства?
- С учетом наличия поблизости Санкт-Петербургской агломерации вопрос обращения с отходами стоит для региона достаточно остро. В связи с изложенным, на постоянном контроле прокуратуры области находится достаточность и соответствие требованиям федерального законодательства регионального нормативного правового регулирования данной сферы, качество работы региональных и местных органов власти.
Так, в 2022 году при нашем сопровождении Комитетом Ленинградской области по обращению с отходами разработана Региональная программа в области обращения с отходами, которая установила значения целевых показателей в области обращения с отходами, перечень и сроки проведения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе планируемые результаты и экономический эффект, источники их финансового обеспечения. В августе прошедшего года мы комплексно проверили деятельность этого комитета дали оценку отдельным недостаткам в его работе. В частности, по результатам рассмотрения представления прокурора органом власти внесены корректировки в схему потоков отходов на 2023-2024 годы, необходимые для сохранения свободных мощностей на объектах обращения с отходами.
Прокуратурой области сформирована новая положительная судебная практика оспаривания ненормативных правовых актов Росприроднадзора о выдаче лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами на землях сельхозназначения.
Одним из приоритетных направлений надзорной деятельности является реализация национального проекта «Экология», в рамках которого в прошедшем году выполнена рекультивация старого полигона в г. Сосновый Бор. При этом принятыми органами прокуратуры области мерами реагирования удалось добиться устранения подрядной организаций недостатков выполненных работ в рамках гарантийных обязательств.
Повышенное внимание уделяется вопросам ликвидации и более мелких свалок. Совместно с Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области в 2022-2023 годах удалось добиться снижения числа мест незаконного размещения отходов на 46% (с 458 до 248) путем ликвидации более 530 несанкционированных свалок.
В марте-апреле текущего года органами прокуратуры области совместно с Правительством региона, ГУ МЧС России по Ленинградской области и органами местного самоуправления Гатчинского района оперативно организованы мероприятия по ликвидации возгорания на полигоне «Монита».
- Как осуществляется надзор за исполнением лесного законодательства?
- Надзорная деятельность организована в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации о декриминализации лесного комплекса и укреплении состояния законности в сфере охраны лесов от пожаров. Так, по результатам прошедшего пожароопасного периода отмечено уменьшение числа пожаров на 86% (с 418 до 70), площади лесных насаждений, поврежденных пожаром – на 98 % (с 334,13 га до 11,07 га). Указанные результаты во многом обусловлены принятыми органами прокуратуры мерами реагирования, которые позволили обеспечить 100% исполнение мероприятий федерального проекта «Сохранение лесов» по закупке пожарной техники.
Но мы не должны останавливаться на достигнутом. Уже в текущем году в связи с наличием рисков ненадлежащей подготовки к прохождению пожароопасного периода в лесах природоохранным прокурором объявлено предостережение руководителю Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
Без внимания прокуроров не остались и случаи незаконного выбытия из государственной собственности лесных участков, попытки легализовать противоправные действия путем регистрации вещных прав на такие участки и оформления договорных отношений. В связи с изложенным, прокурорами направлено 9 исковых заявлений с требованиями о возврате таких участков в федеральную собственность.
Не теряют актуальности и вопросы погашения задолженности по платежам за использование лесов региона. Должники регулярно заслушиваются на межведомственных совещаниях. Так, по итогам прошедших в апреле 2023 года в прокуратуре области и Правительстве Ленинградской области совещаний лесопользователями погашено почти 30 млн. руб. задолженности.
При этом в ходе проверки деятельности ЛОГКУ «Ленобллес» выявлены факты бездействия лесничеств при направлении исков в арбитражные суды к недобросовестным арендаторам о расторжении договоров аренды лесных участков. По данным фактам руководителю учреждения внесено представление, после рассмотрения которого данная работа заметно активизирована.
- Какие проблемные моменты можно отметить в исполнении законодательства в сфере недропользования?
- В 2022 году в связи с замечаниями по реализации Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области полномочий в рассматриваемой сфере органами прокуратуры области внесено два представления и направлено два исковых заявления. Речь идет о ведении претензионно-исковой работы в отношении недропользователей, которые не провели рекультивацию земель после разработки месторождений.
По итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования профильным комитетом проведена ревизия ранее предоставленных в пользование участков недр и приняты меры по понуждению недобросовестных недропользователей к рекультивации нарушенных земель в судебном порядке. В настоящее время мерами прокурорского реагирования и мерами Комитета по природным ресурсам Ленинградской области охвачены все отработанные участков недр.
- Водные отношения – тоже в поле зрения прокуратуры?
- Увы, нарушения водного законодательства также распространены. В прошедшем году имели место случаи недостаточного реагирования региональных органов власти при установлении границ береговой полосы, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. Благодаря принятым нами мерам реагирования указанные нарушения уже устранены.
Отдельное внимание в рассматриваемой сфере уделяется пресечению фактов загрязнения водных объектов. Так, природоохранным прокурором пресечен сброс предприятием жилищно-коммунального хозяйства неочищенных сточных вод в р. Веревка с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ и в отсутствие разрешительных документов. Аналогичные нарушения пресечены Всеволожским городским прокурором в деятельности четырех предприятий.
В связи с чрезвычайной ситуацией в Кировском районе, вызванной аварией на канализационно-очистных сооружениях, нами проводится тематическая проверка, уже есть определенные результаты.
К сожалению, не исключены факты хищения бюджетных средств. В марте 2023 года природоохранным прокурором выявлены факты завышения объёма выполненных работ при исполнении государственного контракта на расчистку и восстановление водных объектов бассейна р. Нева на территории государственного музея-заповедника «Гатчина». По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
- Какова ситуация в сфере охраны атмосферного воздуха?
- Необходимо отметить, что степень загрязнения атмосферного воздуха в регионе оценивается как «низкая». Случаи экстремально высокого и высокого загрязнения воздушного бассейна региона за последние годы не зафиксированы. Указанной динамике способствовали и наши надзорные мероприятия, по результатам которых пресечены многочисленные факты бездействия органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов при постановке источников выбросов загрязняющих веществ на соответствующих учет, разработке и утверждении разрешительной документации на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проектов санитарно-защитных зон.
Так, в результате проведённой в ноябре 2022 года проверки завода по производству сухих строительных смесей в дер. Щеглово Всеволожского района выявлено отсутствие на предприятии инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников, программы производственного экологического и проекта санитарно-защитной зоны. По данному факту природоохранным прокурором внесено представление, нарушения устранены в полном объеме.
По итогам проведённой природоохранным прокурором в январе-феврале 2023 года проверки деятельности ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» выявлена недостаточность стационарных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха в ряде районов области. Допущенные нарушения повлекли за собой необходимость обращения в суды с исковыми заявлениями, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.
- На территории региона есть объекты с особым режимом использования – особо охраняемые природные территории. Какие нарушения фиксируются в их отношении?
- Профильной организацией ЛОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» в прошедшем году допускались недочеты при реализации предоставленных полномочий, связанные с длительным бездействием при принятии мер, направленных на пресечение и предупреждение нарушений режима охраняемых территорий. Отдельное внимание прокуратуры уделено вопросам ликвидации незаконных построек в границах береговых полос водных объектов, расположенных на территориях ООПТ. Так, в 2022-2023 годах в суды общей юрисдикции направлено 5 исковых заявлений с требованиями о демонтаже таких построек.
Хотел бы также отметить, что в рамках интервью я остановился на основных примерах из нашей практики. Состояние законности и реализация органами государственной власти и местного самоуправления возложенных полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения экологической безопасности остается на контроле органов прокуратуры области. Надзор за исполнением природоохранного законодательства очень многогранен и осуществляется нами и коллегами из природоохранной прокуратуры, а также прокурорами городов и районов на ежедневной основе. Мы прикладываем все усилия, чтобы защитить природу любимого всеми нами региона.