Братья Стругацкие считали, что понедельник начинается с субботы. Как новый учебный год с летних каникул, а «наше всё» – с Пушкина. Вот и список литературы на лето, например, для восьмиклассников подчинён тому же принципу. Вначале можно увидеть «Капитанскую дочку» и «Недросля», а в конце – «Ромео и Джульеттау», «Венеру Милосскую» и «Вино из одуванчиков». Online47 собрал разные мнения о том, чем радуют и огорчают списки литературы, рекомендованной школьникам для прочтения летом, и нужны ли современным подросткам Ромео с Джульеттой.
Было бы желание
Когда подростки спорят о Шекспире, всплывает главный вопрос: зачем читать «Ромео и Джульетту», если война семей – обычное для всех времён дело. Правда, финалы у этих войн не всегда трагичны…
«Читать Шекспира в хорошем переводе полезно всем – было бы желание. Он – вне времени, для души, и чтобы подумать, – уверена выпускница гимназии города Кировска (Ленинградская область) Светлана Смирнова. – Из-под палки никто не хочет читать – особенно книги без хэппи-энда. Но не хочешь трагедию, «не изменяйся, будь самим собой», читай шекспировские сонеты. Но всё относительно: давным-давно в мире Ромео и Джульетта признаны символом крепкой любви. Хотя, честно говоря, у моих «предков» представление об этих литературных героях основано разве что на стишках Велюрова из «Покровских ворот»: «Взял Ромео для Джульетты в магазине две котлеты. Съели оба те котлеты – нет Ромео, нет Джульетты…»
Есть среди прочих и такие мнения:
«Прочла, и поведение шекспировских героев мне показалось диким. Не понимаю: в реальности происходит всякое, но зачем же травиться или размахивать ножом?! Да и Джульетта для меня – не пример. Хочу быть Мальвиной! – признаётся в соцсети 13-летняя петербургская школьница Агния. – Нипочём не стану страдать из-за какого-то мальчишки! Лучше посажу его в чулан, а сама пойду читать волшебное «Вино из одуванчиков»».
«Сколько веков прошло, а мы всё паримся с этими персонажами. Сержусь на Шекспира – смерть Ромео и Джульетты никого не порадовала, и вообще это не та модель отношений, которым хочется подражать!» – сердится 15-летняя Александра из Тосно. – Уверена, если бы они жили в наше время, точно бы от терзающих их проблем скинули с крыши мобильные телефоны или подхватили «корону», о которой во времена Шекспира никто и не слышал. Та бы ещё трагедия получилась…»
К слову, многие Сашины сверстницы, их родители и даже учителя считают, что к литературному наследию лучше относиться со здоровым цинизмом, как это делает, например, талантливейший петербургский карикатурист Микола (Николай Воронцов).
Представьте, на одном из его рисунков Каренин. Увидев на пороге своего дома паровоз, он восклицает: «Анна, это к тебе!» Как в жизни: смешное и трагичное – рядом: «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…» К Шекспиру, между прочим, это тоже относится.
Рекомендованные списки
Если вернёмся к летнему списку литературы для школьников, обнаружится, что каждому возрасту учеников предлагается рекомендованный, свой.
«И кто только их составляет?! – недоумевает мама двух учениц 6-го и 7-го класса Наталья Алодникова. – Я бы на месте учителей по литературе отправляла детей на каникулы с заданием читать исключительно то, что им интересно и просьбой потом делиться впечатлениями о том, что им действительно понравилось. Ведь интересом к литературе тоже вполне можно заразиться».
Известное дело: кто-то просто прячет летний списочек в дальний ящик, а иные радуются, что в нём есть и Лесков, и Гоголь, и Булгаков.
«Но одно дело – читать, а другое – понимать. К сожалению, многие, в принципе, не ценят ни летнее, ни зимнее чтение. Впрочем, есть и другие – любители запоминать понравившиеся цитаты. А если текст нравится, порой о нём помнят всю жизнь, – такой точки зрения придерживается житель Санкт-Петербурга, оформитель целого ряда изданий, в том числе, и адресованных детям, Игорь Архипов. – Я, например, любитель творчества Салтыкова-Щедрина, ни в коем случае не могу забыть хотя бы название массового мероприятия в Городе Глупове – «Праздник Неуклонности». А ещё о том, что «многоумие в некоторых случаях равносильно недоумию». Это из «Истории одного города». А представители многих поколений неизменно помнят бессмертные цитаты Митрофанушки из «Недоросля Фонвизина: «Для чего учить географию, если есть извозчик, который всегда довезет» и «Не хочу учиться, хочу жениться…»
О чём думают учителя
Интересно всё же, о чём думают учителя, составляя списки рекомендованной детям литературы? Вероятно, каждый о своём – так чаще всего отвечают на этот вопрос «сеятели доброго, вечного».
«Многие ориентируются на то, что им самим преподавали когда-то. Например, припоминают завораживающий сюжет «Двух капитанов» Каверина. А иным хочется, чтобы наши мальчишки и девчонки не утратили навык действительно полезного чтения – не потеряли в бурном море современной жизни переданную хорошими авторами ценность человеческих отношений, основанных понимании, любви и дружбе», – считает учитель одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга с более чем 40-летним стажем Елена Сапожникова.
Никто не вправе обязать
Говоря о списках литературы на каникулы, уместно вспомнить также о том, что юристы считают летнее чтение делом полезным, но при этом напоминают о том, что «рекомендовано» не значит «обязательно».
В статье №34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ прямо говорится о каникулах, как о «плановых перерывах при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком».
И на эти самые каникулы дети должны уходить с «лёгким сердцем», без каких бы то ни было заданий. Поэтому даже самый насыщенный список литературы принято называть рекомендательным, а вести или не вести читательский дневник – исключительно выбор ребёнка.
Успеть бы прочесть и понять
Как говорил один из героев известного советского фильма: «А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» И вот известный факт: его творческое наследие сосредоточено в 38 пьесах и 154 сонетах, переведённых на 80 языков мира.
«Для того, чтобы по-настоящему понять лирический язык шекспировского сонета, не говоря уже о его трагедиях, надо немало передумать-перечувствовать. Но точно знаю, что родители не станут препятствовать желанию даже своих восьми-десятилетних чад прочесть «Ромео и Джульетту», – отмечает литературовед Артём Шиманский. – Тем не менее, думаю, что возраст читателя, его литературный багаж всё же имеют значение. Собственно, как и то, готовы ли взрослые подкреплять интерес ребёнка к чтению, помогать ему понимать и анализировать прочитанное, если говорить о детях».
В целом же списки рекомендованной школьникам на время летних каникул литературы радуют обилием замечательных произведений. Но успеть бы прочесть, а главное – понять, о чём спич.
«Для того, чтобы что-то узнать о человеческих отношениях, необязательно читать Шекспира, – полагает Шиманский. – Дети ведь отлично видят всё, что происходит внутри их семей и вокруг. Такие страсти порою кипят, что Шекспир «нервно курит в сторонке»! «Витают чувства над Планетой, другой теперь менталитет, жаль, для Ромео и Джульетты в уставшем мире места нет...» – сокрушается современный поэт. Что правда, то правда: есть и другие, куда более современные литературные герои».
Тем не менее, ничего плохого не будет, если человек, когда бы он не взял в руки книгу знаменитых трагедий – знойным летом или студёной зимой, в десять лет или в более позднем возрасте, всё же усвоит шекспировскую мысль о том, что «каменные ограды остановить любовь не могут…»
Правда, тот же Шекспир полагал, что любовь – это «безумье от угара, игра огнем, ведущая к пожару, воспламенившееся море слез; раздумье – необдуманности ради, смешенье яда и противоядья…»
Прочитав это, подростку есть над чем поразмыслить, пытаясь по-своему осмыслить веками волнующие человечество темы. А не в этом ли заключается глубинный смысл чтения?!
Так что, дети, читайте. Читайте как можно больше и с удовольствием. Но только не отвлекаясь на книги, к которым душа не лежит.
Евгения Дылева
Фото: Валентина Илюшина/Online47 и автора (библиотека в Сланцах)